Модель T от Ford (также называемая Tin Lizzie) была самым продаваемым автомобилем в мире до 1972 года, когда этот титул перешел к VW Beetle. В период с 1908 по 1927 год в США было построено 15 миллионов единиц. В 2010-х годах еще существовало около одного процента всех произведенных автомобилей.
Начало
Между основанием Ford Motor Company Генри Фордом в 1903 году и началом производства модели T было разработано, а в некоторых случаях и произведено несколько типов автомобилей. Первая из них получила название Модель А, последующие разработки носили следующие буквы алфавита, но не все разработки были доведены до производственной зрелости; для многих прототип остался. Прямым предшественником был Ford Model S, дальнейшее развитие имевшей наибольший успех Ford Model N.
ОБОРУДОВАНИЕ
Генри Форд спроектировал «Т-Форд», как его часто называют его нынешние владельцы, для простой эксплуатации и легкости ремонта, поэтому у автомобиля не было обычной автомобильной трансмиссии со сцеплением и рычагом селектора. В двигателе нет насоса охлаждающей воды или масляного фильтра, нет топливного насоса и щупа. В любом случае, указатель уровня топлива был необычным в то время, автомобильные обогреватели появились только в 1930-х годах.
Конструкция проста, почти все ремонтные работы можно провести без специальных инструментов. В то время запчасти можно было заказать в каждом хозяйственном магазине США, и многие были в наличии. Форд понял, что для промышленного массового производства все компоненты должны быть изготовлены с неизменно высоким качеством и малыми допусками, чтобы обеспечить беспроблемную сборку на конвейере. Это сделало его пионером в обеспечении качества вместе с Фредериком Тейлором. Модель T была более надежной и долговечной, чем автомобили, которые производились в то время, благодаря простой конструкции, серийному производству с постоянным качеством и высококачественным материалам (например, сталь, легированная ванадием, для задней оси).
Строительство
Лестничная рама из клепаных U-образных стальных профилей служит шасси, на котором размещены мосты, двигатель, силовая передача и кузов. Кузов был доступен во многих вариантах, например, как купе, четырехместный кабриолет, двухместный кабриолет, лимузин и грузовики. Он был построен обычным для того времени способом в виде деревянного каркаса из листового металла.
Автомобиль имеет переднюю ось, цельнокованую из стали, легированной ванадием, которая управляется двумя диагональными толкающими стойками и поперечной полуэллиптической листовой рессорой. Ось раздвоена и соединена с коваными осями болтами. Задний мост состоит из двух литых половин корпуса (осевых воронок), в которых размещены дифференциал и два приводных вала. Задняя ось также управляется двумя толкающими стойками и поперечной листовой рессорой. Благодаря длинному ходу рессоры и большому дорожному просвету на нем можно было ездить по пересеченной местности. Форд также сохранил базовую конструкцию (оси дышла, выдвинутые вперед) в следующих моделях.
Ford T Touring с модернизированными колесами с проволочными спицами (1912 г.)
Четырехцилиндровый рядный двигатель с цельным корпусом, съемной головкой блока цилиндров и чугунным поршнем имеет три подшипника коленчатого вала и стоячие клапаны с диаметром отверстия 3.75 дюйма (95.25 мм) и ходом поршня 4.0 дюйма (101.6 мм). есть 2.9 литра рабочего объема. Самый задний подшипник редуктора часто называют четвертым коренным подшипником, поскольку планетарный редуктор имеет только один главный вал.
Бензин поступает без насоса из бака, расположенного чуть выше под сиденьем водителя (падающая бензиновая система). Специальное «зуммерное зажигание» работает с четырьмя катушками зажигания, которые соединены с вращающимся низковольтным распределителем зажигания, прифланцованным к распределительному валу. Каждая катушка имеет свой собственный прерыватель, который быстро последовательно разрывает цепь на стороне низкого напряжения и, таким образом, генерирует несколько искр зажигания на свече зажигания. Электроэнергия подается динамо-машиной, встроенной в маховик. Для облегчения запуска можно подключить аккумулятор. Смазка двигателя спроектирована как центробежная смазка без отдельного масляного насоса, что может привести к тому, что передние шатунные подшипники будут работать всухую на более длинных уклонах, что приведет к повреждению двигателя.
Двигатель приводит в движение задние колеса через планетарную передачу и карданный вал. Простая планетарная коробка передач имеет две передачи, приводимые в действие педалью, а также заднюю передачу и ножной тормоз, который воздействует на тормозную ленту в коробке передач и, таким образом, тормозит карданный вал. Ручной тормоз воздействует на барабанные тормоза на задней оси через рулевые тяги. У машины нет передних тормозов. Популярными аксессуарами были так называемые «тормоза скалистых гор», дополнительные внешние ленточные тормоза на задней оси.
Двигатель производил 15 кВт (20 л.с.) при скорости 1800 об/мин, а максимальная скорость автомобиля составляла 42 мили в час или 67 км/ч. Четверть мили стоя (402 м) была пройдена за 32.9 секунды.
Продакшн
Tin Lizzie был первым автомобилем, построенным на автоматических сборочных линиях. После перехода на этот промышленный способ производства 14 января 1914 года цена продажи снизилась с 850 долларов (около 22,390 20,790 долларов или 370 9,750 евро в сегодняшней покупательной способности) до 9,050 долларов (около 1915 1925 долларов или 1914 XNUMX евро в сегодняшней покупательной способности). Чтобы ускорить производство, в период с XNUMX по XNUMX год производились только черные кузовные детали, поскольку требовалась только одна покрасочная линия, а черная краска высыхала быстрее всего. Долгое время утверждалось, что знаменитая фраза Генри Форда «Вы можете иметь его любого цвета, лишь бы он был черным» была просто подсунута. Эта цитата неполная. В его книге «Моя жизнь и работа» в главе «Секрет производства» есть фраза «Каждый покупатель может покрасить свою машину по желанию, если машина только черного цвета». Эта единая схема окраски была введена в XNUMX модельном году, хотя, что интересно, черный цвет раньше не использовался и был указан как доступный цвет.
Малолитражка Ford T (1915)
В Веймарской республике (Германский рейх) компания Ford Motor Company Aktiengesellschaft была основана в Берлине в 1925 году. 2 января 1926 года компания BEHALA арендовала зерновой цех в качестве сборочного цеха в берлинском Вестхафене. Поскольку комплектные импортные автомобили облагались налогом больше, чем отдельные детали, комплектующие, поставляемые США, собирались там первоначально 30 рабочими с 1 апреля 1926 г. В 1929 г. на заводе в Вестерн-Харбор работало уже 450 человек. Штаб-квартира компании была перенесена на новый завод Cologne-Niehl в 1930 году, а сборка в Берлине завершилась 15 марта 1931 года.
Снижение цен, достигнутое за счет все более рационализированной производственной линии, обеспечило высокие продажи модели T в 1920-х годах, несмотря на устаревшие по сравнению с конкурентами технологии и отсутствие комфорта. Ежедневное производство временно достигло 9,000 единиц. Генри Форд долгое время держался за Model T. Даже обновленная за последние два года выпуска модель, в которой обновились лишь некоторые технические детали, не смогла предотвратить сильное падение продаж. Долгожданный преемник Model A был запущен в производство после масштабной реконструкции завода в 1927 году.
В то время Ford передал часть производства поставщикам, чтобы еще больше снизить затраты и повысить эффективность производства. Поставщики также должны были доставлять свои детали в деревянных ящиках, размеры которых были точно указаны Ford. Ящики были разобраны на заводе, а доски использованы в автомобиле.
Хотя технические изменения и усовершенствования за 19 лет производства были незначительными, внешний вид изменился. В первые годы производства у Model T не было передних дверей; кузов был еще очень похож на карету. В последующие годы кузов снабжался все более круглыми частями, что приводило к более элегантной форме. В 1917 году решетка радиатора и капот также были адаптированы к этой форме. В первые годы, когда фары, лобовое стекло и запасное колесо были дополнительными опциями, туристическая крыша не имела связи с рамой лобового стекла; он был самонесущим и его было трудно складывать. «One Man Top» появился в 1923 году и, как и предыдущие версии, опирался на оконную раму и мог быть сложен только одним человеком.
Форд Т Рейсер (1917)
Технические изменения касались в основном только детальных модификаций, за исключением замены переключения передач с более ранних версий «Two Lever» с двумя педалями и одним рычагом (для первой 1,000 выпущенных автомобилей) на версию с тремя педалями (сцепление, задняя передача и ножной тормоз) и рычаг ручного тормоза, который воздействовал на стояночный тормоз заднего колеса. Дроссель осуществлялся рычагом на рулевом колесе.
Дальнейшие технические модификации были обусловлены возросшей потребностью в комфорте. Электростартеры были установлены, потому что процедуру запуска было трудно освоить самостоятельно: во-первых, зажигание нужно было выставить на «поздно», чтобы избежать растяжений и переломов костей. Затем, когда трос воздушной заслонки натянут, двигатель необходимо провернуть рукояткой до тех пор, пока разрежение на впуске не всосет достаточно топлива, чтобы карбюратор переполнился, затем зажигание переключается на аккумуляторную установку. Теперь двигатель проворачивают рукояткой до тех пор, пока он не запустится. Затем зажигание приходится сбрасывать на «раннее» и менять на «магнитное», детальная регулировка газа и зажигания помогает прогреть двигатель.
1927 модель Ford T
Переход с ацетиленовых фар на электрические облегчил жизнь, но по светоотдаче это был шаг назад, потому что 6-вольтовые фары, светившие ярко или не совсем так ярко в зависимости от оборотов двигателя, могли светить по своей светосиле едва поспевают за очень белым светом ацетиленовых фар.
1927 модель Ford T
Большинство нововведений было реализовано в уже упомянутом «фейслифтинге» 1926 года. Кузов был капитально отремонтирован и адаптирован под вкусы того времени. Коробки зажигания переместились в моторный отсек, где их больше не беспокоил их гудящий звук, а система впуска, включая карбюратор, была существенно изменена. Теперь были колеса и бамперы с проволочными спицами.
Другие версии
Модель ТТ
Параллельно с автомобилем Model T также предлагался грузовик. Он назывался Ford Model TT.
Вагон
Модель Т также использовалась в качестве рельсового транспортного средства. Его можно было поворачивать в пути с помощью подъемно-поворотного устройства, закрепленного под полом вагона. Реплика такого вагона 2010 года находится в железнодорожном музее Вискассет, Уотервилл и Фармингтонский железнодорожный музей (WW&F) в американском штате Мэн.
трактор Фордсон
Трактор Fordson был выпущен в 1917 году на базе двигателя Model T. Он был разработан для моторизации сельского хозяйства с помощью небольших тракторов. В Германии Fordson был дешевой альтернативой паровым тракторам, которые все еще использовались в то время, потому что небольшой легкий трактор с четырехтактным бензиновым двигателем был прост в обслуживании и универсален.
Fordson был построен по моноблочной конструкции, двигатель и трансмиссия образовывали несущую конструкцию вместо рамы, на которой размещались мосты и другие узлы, что было нововведением в то время. Несмотря на свой вес в 1,250 кг, Фордзон меньше давит на землю, чем лошадь. Двигатель запускался на бензине, а затем переключался на бензин. При расходе от четырех до семи литров в час работы он развивал от 16 до 21 кВт (22-28 л.с.).
В отличие от Model T, Fordson имел стальную многодисковую муфту, работающую в масле, и механическую коробку передач с тремя передачами переднего хода и одной передачей заднего хода. Топливный бак вмещал 80 литров и располагался прямо над двигателем. Как и у Model T, трактор имел термосифонное охлаждение. Всасываемый воздух очищался в газоочистителе, заполненном водой.
Бронеавтомобили Ford TF c
На шасси Ford-T также существовали бронеавтомобили: Ford M 1918, который был разработан во время Первой мировой войны, но в связи с окончанием войны больше не вводился, и Ford Tf-c, также известный как Ford FT-B был первым бронеавтомобилем, разработанным и построенным в Польше. Главным конструктором был инженер Тадеуш Тански. Бронеавтомобиль был создан во время польско-советской войны 1918 года. Броня состояла из более ранних немецких траншейных щитов на шасси Model T. Проект был создан в течение двух недель по инициативе Танского. После положительных испытаний на заводе «Gerlach i Pulst» в Варшаве была построена серия из 17 бронированных «Фордов». Участвовали в битвах под Вкрой и Варшавской битве, битве при Ковеле и других сражениях во время польско-советской войны.
К достоинствам бронеавтомобиля относились скорость, его маневренность и, благодаря шасси модели Т, простота обслуживания и ремонта. Бронеавтомобиль хорошо справлялся в полевых условиях, несмотря на возросшую массу, и из-за малой массы по сравнению с другими бронеавтомобилями также был способен преодолевать мосты с малой грузоподъемностью. Ford Tf-c был небольшим по сравнению с другими бронеавтомобилями того времени, например с колесной броней Austin-Putilow, и поэтому имел лишь небольшую площадь поражения. Однако внутри было очень тесно и водителю приходилось рулить вплотную. Другими недостатками были перегрев двигателей при дальних поездках по бездорожью или при опускании брони радиатора и перегрузка подвески, несмотря на усиление.
В 1921 году Тански предложил построить еще одну серию из 30 машин, но от этого отказались, поскольку война закончилась и бронетехника больше не требовалась.
Двенадцать бронеавтомобилей Ford Tf-c пережили войну и находились в эксплуатации до 1931 года. Некоторые из них носили имена собственные, такие как «Оса» (оса), «Муха» (муха) или «Комар» (комар).
Форд М 1918
Ford M 1918 — лёгкий боевой танк, разработанный и испытанный в 1918 году в ходе Первой мировой войны на базе Ford Model T.