Технические характеристики генератора камаз, ремонт и схема подключения

Характеристика и подключение генератора на КАМАЗ

Чтобы обеспечить энергопотребители питанием, на авто устанавливается генератор, КАМАЗ может быть оборудован генератором, который отвечает требованиям. В статье дается описание устройства, приводятся тех.характеристики, возможные неполадки, а также способы их устранения.

Описание устройства

Генераторная установка является одним из основных узлов авто. Она обеспечивает питанием однопроводную электрическую схему автомобиля во время работы двигателя. В ее конструкцию входит генератор и регулятор напряжения (автор видео — yuriy s).

Расположен агрегат в верхней части мотора спереди. Его удерживают 3 лапы. Две из них крепят устройство к кронштейну, третья лапа служит креплением к натяжной планке. Приводится в действие через клиновые ремни. Они должны иметь расчетное напряжение, иначе устройство не будет эффективно работать. Поэтому на КАМАЗах устанавливают два ремня.

Принцип работы

Напряжение от АКБ передается на обмотку возбуждения благодаря щеткам и контактным кольцам, при условии, что включен выключатель приборов и стартер находится в положение «I» или «II». Вокруг нее возникает магнитное поле, благодаря которому на роторе появляется плюс и минус, соответствующие южному и северному полюсу. Когда ротор начинает работать, одновременно с ним меняется магнитный поток. Он пересекает обмотки катушек статора, в которых возникает переменный ток, который поступает в блок выпрямителей. В блоке он становится постоянным.

Выполняемые функции

Для запуска генераторной установки, нужен аккумулятор. Когда напряжение, возникающее при работе установки, будет превышать напряжение аккумулятора, агрегат начнет давать питание потребителям и заряжать АКБ.

Благодаря регулятору напряжения и генератору напряжение бортовой сети поддерживается в допустимых пределах.

Технические параметры

Генераторная установка Г273-А имеет номинальное напряжение 24 В и мощность 800 Вт. Номинальное напряжение генератора Г288 составляет 28 В, а мощность — 1000 ВТ. Генератор Г288 устанавливается на КАМАЗ 5320. Существуют и другие модели генераторов.

Компоненты устройства

Основными элементами генератора являются статор (2) и ротор (5). Кроме того, в конструкцию входят крышки (8), щеточный узел (1) и блок выпрямителей. На 2-х шарикоподшипниках вращается вал, на котором находится обмотка возбуждения. На одном конце вала находятся контактные кольца, которые соединены с обмоткой, на другом – вентилятор (6) и 2-хручьевой шкив (4). По кольцам скользят щетки. Блок выпрямителей и щетки находятся в крышке.

Регулятор напряжения оснащен тумблером сезонного переключения. При температуре ниже нуля градусов переключатель занимает крайнее правое положение, при температуре выше нуля – крайнее левое.

Основные неисправности и их устранение

Коленвал вращается с номинальной частотой, а амперметр показывает разрядный ток

Высокий зарядный ток

Колеблется ток нагрузки

Повышенный шум во время работы генераторной установки

ПричиныМетоды устранения
Слабое натяжение ремня приводаНатянуть ремень.
Загрязнения на контактных кольцахПочистить с помощью бумажной салфетки, пропитанной бензином.
Пробой в блоке выпрямителейЗаменить блок.
Зависают щетки, износ щетокСняв щетки, нужно проверить их размер. Если высота меньше 10 мм, щетки следует заменить. Очистить от загрязнений.
Произошло короткое замыкание обмоток статораМеняется статор.
Цепь возбуждения имеет обрывПрозвонить цепь и устранить обрыв.
Обрыв или замыкание обмоток ротораЗамена ротора в целом.
Не работает регулятор напряженияЗаменить исправным.
Короткое замыкание в цепи или в щеточном узлеВосстановление цепи.
Не функционирует регуляторЗаменить регулятор новым устройством.
Зависание щеток, пробуксовка ремняОтрегулировать ремень, почистить щеткодержатель, измерить высоту щеток.
Сильно натянут ременьОтрегулировать натяжение.
Изношенный подшипникЗаменить деталь.
Плохо закреплен шкивПодтянуть гайку крепления.
Согнут вентиляторЗаменить новым.

Руководство по подключению

Для успешного подключения генераторной установки необходима схема подключения.

Электрическая схема подключения

Кроме того, для правильной работы установки, нужно строго соблюдать ее подключение согласно схеме выводов:

  • к выводу «+» подключается аккумулятор и нагрузка;
  • к выводу «-» необходимо подключить массу автомобиля;
  • вывод «В» или «Ш» предназначен, чтобы подключиться выключателю приборов и стартера.
  • вывод «W» или «

» — это вывод фазы, которому подключаются тахометр и реле, блокирующее стартер;

  • вывод «+D» или «Д» от дополнительных диодов для подсоединения контрольной лампочки.
  • Важно правильно выполнить подключение, иначе могут выйти из строя компоненты автомобиля и сам генератор.

    Цена вопроса

    Видео «Как подключить генераторную установку Камаза»

    В этом видео демонстрируется, как грамотно подключить генератор Камаза (автор ролика — altevaa TV).

    Схема подключения генератора КамАЗ: 5320, 65115, 4310, Евро 2

    Выработка энергии упорядоченного движения частиц потребителям невозможна, без соблюдения требований, которые диктует схема подключения генератора КамАЗ. Если по какой-то причине изделие меняется или снимается, дальнейшая эксплуатация автомобиля без правильно выполненных манипуляций монтажа, приведёт к многочисленным поломкам.

    Работа современного грузовика не мыслима без электрической энергии. Аккумуляторы, концентрирующие заряд, нуждаются в постоянной подпитке. Выработка и передача электричества в контур происходит за счёт генератора. Разновидности схем подключения моделей, конструктивные особенности, используемая нагрузка сети, путают непосвящённого пользователя. Вопрос актуален и нуждается в разбирательстве, поскольку влияет на состояние автомобиля.

    Генератор 4001.3771-53, КамАЗ Евро-2:

    Назначение устройства

    Автомобили КамАЗ укомплектованы электрическим контуром, построенным по классической схеме с одним кабелем. Такая комплектация предусматривает один кабель для потребителей, в качестве кабеля номер два выступает остов машины. Работа эффективного электрического поля в схеме машины КамАЗ – 24 вольта, показатель достигается за счет применения аккумуляторов и устройства, генерирующего электрическое упорядоченное движение частиц.

    Генерирующее устройство 4502.3771, Евро (3,4):

    Генератор, это механизм, вырабатывающий электрическое упорядоченное движение частиц, и передающий созданный продукт проводке машины. Назначение механизма машины, питать потребителей при функционировании силового агрегата и параллельно передавать заряд аккумуляторам для дальнейшего накопления.

    Механизм, генерирующий электрику машины КамАЗ, работает после достижения вращающим моментом показателя 1000 оборотов и выше. Начальный этап запуска мотора сопровождается отбором энергии аккумулятора, генерирующее устройство вступает в действие позже.

    Как правило, автомобильные генерирующие устройства КамАЗ укомплектованы выпрямителем и механизмом регулировки напряжения. Выпрямитель преобразует переменный ток на три фазы, вырабатываемый генератором, в постоянный ток сети. Регулятор напряжения сглаживает значения, меняющиеся из-за разницы в оборотах мотора. Так же можете прочитать про Как завести КамАЗ: Инструкция.

    Виды устройства

    Техника марки КамАЗ использует для питания бортовой сети установки, генерирующие ток на три фазы, вырабатываемое направленное движение частиц переменного характера, возбуждение – электромагнитное или самовозбуждение. В работу изделие приводится за счёт коленчатого вала, вырабатываемый ток напряжением 27-30 В. За счёт того, что часть направленных частиц теряется при прохождении выпрямителя и регулятора, бортовая сеть получает 24 В. Схема генератора КамАЗ, конструкция, привод и др. у современных механизмов, генерирующих ток, различаются.

    Конструктивно генерирующие устройства подразделяют: изделия, оснащенные блоком выпрямления, регулировка представлена в виде обособленного узла; изделия, имеющие встроенный блок выпрямления и регулировку напряжения. Современные машины укомплектованы установками, простые генераторы используются на ранних модификациях КамАЗ. Иногда классические устройства устанавливают и на новую технику, поскольку изделия дешевле по себестоимости и легко обслуживаются.

    Выводы генератора КамАЗ:

    По приводу generator делят: введение в действие за счет клинового ремня, действие за счёт много клиновых ремней. Классический привод установлен на первых автомобилях, а так же на машинах с силовой установкой КамАЗ-740. Ремни с несколькими клиньями применяют на грузовиках с силовой установкой Cummins, а так же на двигателях с классом Евро-2 и выше.

    Сегодня рынок насыщен моделями генераторов, отличающихся конструктивно. Однако, базовыми изделиями для установки на КамАЗ считаются: Г-288, Г-273-А, Г-288Е, Г-273-В1. Первые две модели устанавливаются на грузовики с момента выпуска (1970 года). Г-288Е применяется с 1985 года, в 90-х и 2000-х машина КамАЗ использует изделие Г-273-В1. Часто встречается импортная продукция, такая как Bosch.

    Устройства подвода и отвода

    Сообщение генератора и машины происходит посредством сети. Наружная часть устройства снабжена подводящими и отводящими соединениями, маркировка которых гласит:

    • «+» – место соединения с плюсовой клеммой;
    • «-» – место соединения с минусовой клеммой, или корпусом машины;
    • «В» / «Ш» – место соединения с механизмом запуска, и другими приборами;
    • «W» / «

    » – соединение для включения тахометра (43101) и разъединителя, блокирующего пускатель;

  • «+D» / «Д» – подключение лампы контроля работоспособности.
  • Надо, что бы схема подключения генератора КамАЗ 5511 и др., соблюдалась, иначе, возможна поломка.

    Схема подключения генератора КамАЗ

    Схема подключения генератора КамАЗ Евро 3, работает по следующему принципу. Контакты «АМ»/«КЗ» замыкаются при активации разъединителя приборов и устройства пуска «ВПС». Упорядоченное движение активных частиц от аккумулятора идёт на элемент защиты 60А. После, поступает на клеммы реле, отключающего возбуждающую обмотку (РООВ), затем подходит пятну контакта «Ш», которое имеет связь с клеммой «В». За счёт упорядоченного движения частиц происходит срабатывание силового транзистора VT2.

    Схема подключения генератора КамАЗ 65115:

    В это же время упорядоченное движение частиц проходит защитный элемент на 8А и подаётся на участок F3 реле выключения массы «РВМ». Точки соприкосновения реле срабатывают, упорядоченное движение частиц сквозь реле на 60А попадает на лампу контроля состояния аккумулятора «КЛ». Лампа срабатывает на точку «+D» после чего попадает на возбуждающий моток – клемма «Ш» настройки напряжения потом сквозь транзистор VT2 на корпус.

    Возбуждающая катушка соединена с сетью проводов машины, генератор эксплуатируется в классическом режиме. Когда устройство вырабатывает порцию упорядоченного движения частиц, напряжения клемм «+D» и «+» имеют равное значение. Результатом становится исчезновение тока в цепочке начального возбуждения – лампа гаснет, катушка питается от блока вспомогательных диодов. Рост оборотов стимулирует вступление в действие механизма регулировки напряжения.

    Схема изображает устройство, в котором реле, размыкающее возбуждающую обмотку, применяется в моторах с факельным механизмом. Суть в том, что свечи розжига потребляют напряжение в 19В. Запуск агрегата, и начало выработки генератором электричества, провоцирует сгорание свечей. Таким образом, реле разрывает контур размыкания аккумулятора, сразу после срабатывания пускателя, что бы при активном агрегате не отключиться от сети. Так же реле включает обмотку первичного возбуждения, что бы разгрузить контакты срабатывания приборов и пускателя.

    Некоторые машины оборудованы генератором, без включения в схему электрического факельного устройства. Например, схема подключения генератора КамАЗ 5320, 4310.

    Лампочка выполняет контролирующую функцию, работа изделия свидетельствует, что процесс эксплуатации цепи первоначального возбуждения происходит в нормальном режиме. Когда мотор завёлся, лампа гаснет, в противном случае, устройство генерирующее энергию не справляется с функцией.

    Схема подключения генератора КамАЗ 4310, 5320:

    На схеме обозначено:

    • G – Обозначение механизма, генерирующего упорядоченное движение частиц;
    • GB – Источник аккумулирующий электрическую энергию;
    • Q – Пусковой разъединитель;
    • C – Компонент электрической цепи, обладающий ёмкостью 2,2 мкФ;
    • EL – Контрольная лампа 2 Вт;
    • R – Шунтирующее сопротивление 50 Ом;
    • KV – Устройство, регулирующее напряжение (интегральное);
    • «Ш», «+», «W», «+D» – выходы генератора.
    Эксплуатационные показатели генератора КамАЗ 4310, 5320
    РазъяснениеПоказатель
    Напряжение, В28
    Упорядоченное движение частиц нагрузки, А50
    Направление импульса вращения (вал)право
    Класс безопасностиIP-10
    Вес изделия, кг.6,2
    Предел регулировок, В27,8-29,0

    Схема подключения генератора КамАЗ 43118:

    • G – Обозначение механизма, генерирующего упорядоченное движение частиц;
    • GB – Источник аккумулирующий электрическую энергию;
    • Q1 – Разъединитель приборов пускателя;
    • Q2 – Разъединитель возбуждающей катушки;
    • C – Компонент электрической цепи, обладающий ёмкостью 2,2 мкФ;
    • EL – Контрольная лампа 24В, 2 Вт;
    • R – Резистор, мощностью не менее 2Вт, 100 Ом;
    • KV – Устройство, регулирующее напряжение;
    • «+», «D», «W», «В», «Ш» – выводы генератора.

    КамАЗ на базе шасси 43118-15:

    Характеристики генератора КамАЗ 43118
    РазъяснениеПоказатель
    Напряжение, В28
    Упорядоченное движение частиц нагрузки, А80
    Направление импульса вращения (вал)право
    Класс безопасностиIP-1X
    Вес изделия, кг.6,5
    Предел регулировок, В27,95-28,85

    Изделие используется, как производитель энергии упорядоченного движения частиц, одновременно с устройствами накопления. Схема подключения генератора КамАЗ 43118 аналогична схеме подключения машин, работающих на моторах стандарта Евро 2.

    Ремонт и проверка генераторов

    При поступлении в ремонт генератор может иметь различные неисправности. Возможные неисправности генераторов показаны в табл. 53.

    Перед снятием генератора с двигателя или перед его установкой на двигатель обязательно отключается аккумуляторная батарея, так как положительная клемма (+) генератора находится под напряжением.

    Для снятия генератора ослабляется стяжной болт опоры кронштейна генератора, отвинчивается гайка шпильки крепления генератора к кронштейну, выворачивается болт крепления генератора к натяжной планке.

    При ремонте генераторов неисправные и поврежденные детали заменяются новыми.

    53. Возможные неисправности генераторов, их причины и способы устранения

    Внешние проявления неисправностей

    Способ устранения неисправностей

    Амперметр показывает разрядный ток при номинальной частоте вращения коленчатого вала

    Ослабление натяжения приводного ремня, загрязнение контактных колец

    Отрегулировать натяжение приводного ремня, протереть кольца хлопчатобумажной салфеткой, смоченной в бензине

    Износ или зависание щеток в щеткодержателях

    Проверить высоту щеток (высота 10 мм), при необходимости заменить щеткодержатели или щетки

    Пробой выпрямительного блока

    Заменить выпрямительный блок

    Короткое замыкание обмоток статора

    Заменить статор в сборе

    Нарушение контакта (обрыв) в цепи возбуждения или короткое замыкание

    Проверить цепь на наличие обрыва или короткого замыкания и устранить неисправность

    Короткое замыкание или обрыв обмотки ротора

    Неисправен регулятор напряжения

    Колебание тока нагрузки

    Плохой контакт в цепи возбуждения (износ или зависание щеток), проскальзывание ремней

    Прочистить щеткодержатель, проверить пружины и размер щеток (размер не менее 10 мм)

    Отрегулировать натяжение ремней и крепление генератора

    Чрезмерно большой зарядный ток

    Короткое замыкание в щеточном узле генератора или в цепи между генератором и регулятором

    Повышенный шум при работе генератора

    Ослабление крепления шкива

    Подтянуть гайку шкива

    Погнут вентилятор генератора

    Погнутые места выпрямить

    Слишком велико натяжение ремня вентилятора

    Отрегулировать натяжение ремня вентилятора

    Разборка и ремонт генераторов Камаз

    В технологический процесс разборки генератора включаются следующие операции:

    • выворачиваются болты крепления щеткодержателя и снимается щеткодержатель;
    • выворачиваются винты крепления крышки шарикоподшипника;
    • снимается крышка со стороны контактных колец вместе со статором;
    • отсоединяются фазные выводы обмотки статора от выводов выпрямительного блока и отделяется статор;
    • отворачивается гайка крепления шкива для его снятия;
    • снимаются шкив, вентилятор, сегментная шпонка и втулка;
    • с помощью специального съемника снимается крышка со стороны привода вместе с шарикоподшипником и вентилятором; для этого используются резьбовые отверстия в крышке.

    Детали и узлы генератора после разборки делятся на две группы: детали, не имеющие обмоток, и детали с обмотками.

    Детали, не имеющие обмоток, подвергаются мойке раствором «Лабомид-203».

    Детали, имеющие обмотки, подвергаются очистке ветошью, смоченной в бензине, продуваются сжатым воздухом и сушатся в сушильном шкафу при температуре 90. 100°С в течение 45—90 мин.

    Очищенные детали и узлы подвергаются дефектации. Детали, имеющие механические повреждения, заменяются. Погнутые лопасти вентилятора правятся и рихтуются. Износ канавок шкива проверяется установкой в шкив роликов диаметром 14 мм и контролем размера по выступам роликов. Размер между выступами роликов должен быть не менее 83,5 мм. Изношенные посадочные отверстия под подшипник в крышке со стороны привода растачиваются и затем в них запрессовываются ремонтные кольца с внутренним диаметром, равным номинальному.

    Рис. 131. Схема проверки исправности обмоток ротора и надежности прилегания щеток к контактным кольцам на стенде:

    1,2 — контрольные приборы стенда; 3 — реостат; 4 — выпрямительный блок генераторной установки; 5 — обмотка ротора; 6 — обмотка статора

    Исправность обмотки возбуждения ротора проверяется омметром или тестером. Значение сопротивления должно соответствовать указанному в технической характеристике, если в обмотке нет короткозамкнутых витков. Если в обмотке имеется обрыв, то стрелка омметра не отклоняется.

    Исправность обмоток и надежность прилегания щеток в контактных кольцах проверяется на стенде по схеме, показанной на рис. 131.

    При напряжении источника питания постоянного тока 28 В, подсоединенного к выводным концам обмотки, величина потребляемого тока не должна превышать значений, указанных в технической характеристике генератора.

    Замыкание обмотки возбуждения на «массу» определяется контрольной лампой под напряжением 220—550 В. Если в течение минуты лампочка не загорится, то изоляция обмотки исправна.

    Обмотка статора проверяется отдельно после разборки генератора с отсоединенными от выпрямительного блока выводами обмотки. Обрыв в фазной обмотке статора обнаруживается поочередным соединением по две фазы к омметру или тестеру или через контрольную лампу к источнику тока напряжением 12—30 В. При исправной обмотке показания омметра должны соответствовать значениям, указанным в технической характеристике.

    В случае обрыва какой-нибудь из обмоток при соединении ее с выводами двух других стрелка омметра или тестера не отклоняется (контрольная лампа не загорается).

    Межвитковое замыкание обмотки статора проверяется дефектоскопом модели ПДО-1.

    Сборка и проверка генераторов Камаз

    Сборка генератора производится в последовательности, обратной разборке.

    После ремонта генератор устанавливается на двигатель, при этом регулируется натяжение ремня вентилятора.

    Регулировка натяжения ремня привода генератора производится в следующей последовательности:

    • середина ветви приводного ремня нажимается с усилием 40 Н, как показано на рис. 130, 6;
    • мерной линейкой замеряется величина прогиба; он должен быть не больше 15—22 мм при усилии 40 Н;
    • затягиваются болты крепления передней лапы генератора к кронштейну и болт крепления генератора к натяжной планке.

    При отклонении величины прогиба от указанной натяжение ремня регулируется следующим образом: ослабляются болты крепления передней лапы генератора к кронштейну, болты крепления генератора к натяжной планке; нажатием руки или с помощью рычага отклоняется генератор в сторону натяжения ремня до требуемой величины.

    Исправный генератор при работе двигателя со средней частотой вращения коленчатого вала должен давать зарядный ток, сила которого уменьшается по мере восстановления зарядки аккумуляторной батареи. При исправной и полностью заряженной аккумуляторной батарее и отключенных потребителях отсутствие зарядного тока не свидетельствует о неисправности генератора.

    Рис. 130. Генераторная установка Г273А:

    1 — шкив генератора; 2 — вентилятор; 3 — передняя крышка корпуса генератора; 4 — статор генератора; 5 — ротор; 6 — вал ротора; 7 — выпрямительный блок; 8 — задняя крышка корпуса; 9 — контактные кольца якоря; 10 — крышка выпрямительного блока; 11 — подпиточное сопротивление; 12 — регулятор напряжения Я-120М

    Техническая характеристика генераторов Камаз

    На автомобилях КамАЗ установлен трехфазный синхронный генератор переменного тока Г272 с независимым электромагнитным возбуждением и встроенным в крышку со стороны контактных колец кремниевым выпрямителем. С 1980 г. на автомобилях КамАЗ всех моделей устанавливается генераторная установка Г273А, показанная на рис. 130, а. Она состоит из трехфазного синхронного генератора с прямоточной вентиляцией, встроенного в генератор выпрямительного блока и интегрального регулятора напряжения. Генератор двумя лапами крепится к кронштейну верхней передней части двигателя, а третьей лапой — к натяжной планке и приводится во вращение двумя клиновидными ремнями.

    Рис. 130. Генераторная установка Г273А:

    1 — шкив генератора; 2 — вентилятор; 3 — передняя крышка корпуса генератора; 4 — статор генератора; 5 — ротор; 6 — вал ротора; 7 — выпрямительный блок; 8 — задняя крышка корпуса; 9 — контактные кольца якоря; 10 — крышка выпрямительного блока; 11 — подпиточное сопротивление; 12 — регулятор напряжения Я-120М

    Генератор типа Г273А с правым направлением вращения со стороны привода имеет номинальное напряжение 28 В и максимальную силу тока 28 А. Частота вращения ротора при токе нагрузки 10 А не более 1550 мин -1 и при токе нагрузки 20 А — 2100 мин -1 . Сила тока возбуждения не более 3,4 А.

    В выпрямительном блоке установлены медно-графитовые щетки M1.

    Регулятор напряжения Я120АТ — изделие неразборное и при выходе из строя ремонту не подлежит.

    Генератор

    С 1985 года на автомобилях КамАЗ устанавлива­ется генераторная установка Г273-В (рис. 338), со­стоящая из трехфазного синхронного генератора с прямоточной вентиляцией и встроенных в генератор выпрямительного блока и интегрального регулятора напряжения Я120М. Генераторная установка пред­назначена для работы в однопроводной схеме элек­трооборудования автомобиля с присоединением от­рицательного вывода к корпусу. Ошибочное под­ключение к корпусу положительного вывода акку­муляторной батареи приводит к выходу из строя выпрямительного блока и регулятора напряжения.

    Встроенный в щеткодержатель генератора ре­гулятор напряжения собран по интегральной схеме и служит для автоматического поддержания на­пряжения генератора в заданных пределах, необ­ходимых для обеспечения зарядного режима акку­муляторной батареи и работы потребителей.

    На регуляторе-напряжения установлен пере­ключатель посезонной регулировки (см. рис. 338). Уровень регулируемого напряжения генератора в положении переключателя Л (лето) должен нахо­диться в пределах 27. 28 V, в положении 3 (зима) — 28,8. 30,2 V.

    Генератор расположен в верхней передней части двигателя и прикреплен двумя лапами к кронштейну, а третьей — к натяжной планке, приводится во вращение двумя клиновыми ремнями. Натяжение ремней осуществляется перемещением генератора. Передаточное число привода генератора 2,41.

    На генераторе имеются следующие выводы:

    “+” — для подключения аккумуляторной батареи и нагрузки;

    “-” — для подключения к массе автомобиля;

    В — для соединения с выводом ВК выключателя приборов и стартера;

    — штекер на корпусе для вывода фазы.

    Рис. 338. Генераторная установка Г273-В: 1 – шкив; 2 -вентилятор; 3 – крышка со стороны привода; 4 – статор; 5 -ротор; 6 – вал ротора; 7 – блок выпрямительный; 8 – крышка со стороны контактных колец; 9 – кольцо контактное; 10 -крышка подшипника; 11 – резистор подпиточный; 12 -регулятор напряжения Я120М; 13 – щеткодержатель; 14 -переключатель сезонной регулировки; а – электрическая схема; b – разрез; с – регулятор напряжения

    1. Не присоединяйте и не отсоединяйте штепсель­ные разъемы и плюсовой вывод генераторной установ­ки при работающем двигателе и включенных аккуму­ляторных батареях, а также не пускайте двигатель при

    отсоединенном от генератора плюсовом проводе.

    2. Не проверяйте исправность генераторной ус­тановки путем замыкания выводов “+”, В, О пе­ремычками на массу и между собой.

    3. Не соединяйте вывод Ш щеткодержателя, до­ступ к которому открыт через окно в кожухе щет­кодержателя, с выводами “+” генератора, В щет­кодержателя. Это ведет к выходу из строя регулятора.

    4. Не проверяйте исправность схемы электро­оборудования и отдельных проводов мегомметром или лампой, питаемой напряжением выше 36 В. Если такая проверка необходима, то предварительно отсо­едините

    провода от генераторной установки.

    5. Во избежание выхода из строя выпрямительного блока и регулятора напряжения при подзарядке акку­муляторных батарей от внешнего источника отключи­те батареи от сети автомобиля. При мойке автомобиля

    защищайте генератор от попадания в него воды.

    — очистите от пыли и грязи наружные поверх­ности;

    — проверьте и при необходимости отрегулируйте натяжение приводных ремней генератора. При нор­мальном натяжении ремней стрела прогиба должна быть в пределах 15. 22 мм при нажатии на середину большей ветви с усилием 39,2 Н (4 кгс). Для регулиро­вания натяжения ремней ослабьте гайки крепления передней и задней лап генератора и болт крепления генератора к натяжной планке. Затем отклоните генера­тор в сторону натяжения ремней до требуемой величи­ны и затяните крепежные соединения генератора

    При сервисе С (осенью), сняв генератор с дви­гателя:

    — проверьте состояние щеточного узла;

    — продуйте сжатым воздухом выпрямительный блок;

    — проверьте надежность крепления шкива на валу генератора, при ослаблении подтяните.

    Для проверки состояния щеточно-коллекторного узла выверните два болта крепления щеткодержа­теля в крышке, снимите щеткодержатель и убе­дитесь, что щетки свободно перемещаются в на­правляющих.

    Если щетку заедает в щеткодержателе, протрите ее и стенки направляющего отверстия ветошью, смоченной бензином. Снимите щетки, осмотрите и замерьте их высоту. Высота щетки должна быть не менее

    8 мм от пружины до основания щетки. При необходимости щетки замените. Рас-комплектация щеток не допускается.

    Через отверстие в крышке, в котором находится щеткодержатель, хорошо видны контактные кольца. Осмотрите состояние контактных колец и при необ­ходимости протрите ветошью, смоченной бензином.

    Если после этого будут обнаружены пригары или загрязнения, то зачистите кольца полоской стеклян­ной шкурки С100, прижимая ее к кольцам через отверстие в крышке для щеткодержателя и провора­чивая

    Проточите контактные кольца, если не удаляются пригары, кольца имеют неровную поверхность или их износ превышает 0,5 мм по диаметру. Минималь­но допустимый диаметр проточки контактных колец 29,3 мм.

    Перед снятием крышки со стороны контактных колец снимите щетки вместе со щеткодержателем во избежание поломок щеток.

    Посезонная регулировка проводится следующим образом:

    — если наружная температура установилась ус­тойчиво на уровне 0°С и выше, ППР (переключатель посезонной регулировки) должен находиться в по­ложении ЛЕТО (Л) — левое крайнее положение

    контактного винта ППР, винт вывернут;

    — если наружная температура установилась ус­тойчиво на уровне 0°С и ниже, ППР должен на­ходиться в положении ЗИМА (3) — правое крайнее положение винта ППР, винт ввернут.

    Уровень регулируемого напряжения генератора в положении ППР ЛЕТО при токе нагрузки 20 А, частоте вращения (3500 + 200) мин -1 , температуре ок­ружающей среды (25 + 10)°C и выключенной аккуму­ляторной

    батарее должен находиться в пределах 27. 28 В, а в положении ППР ЗИМА — 28,8. 30,2 В.

    Для снятия генератора отключите массу акку­муляторных батарей, поднимите кабину и отсое­дините выводы “+”, “—”, В. Ослабьте стяжной болт разрезной опоры кронштейна генератора, затем от­верните гайку шпильки крепления генератора к кронштейну, выверните болт крепления генератора к натяжной планке и снимите генератор.

    Для установки генератора на кронштейне вставьте палец генератора в разрезную опору, а шпильку кронштейна — в отверстие передней крышки гене­ратора, наденьте пружинную шайбу и наверните от руки гайку на шпильку. Установите приводные рем­ни на шкив генератора, обеспечив совпадение осей ручьев шкива генератора и шкива двигателя в преде­лах ±1 мм. Совпадение осей обеспечьте перемеще­нием генератора. Наденьте пружинную шайбу на болт крепления генератора к натяжной планке, со­вместите отверстия планки и крышки генератора и вверните болт, установив требуемое натяжение при­водных ремней перемещением генератора.

    Затяните болт крепления генератора к планке, заверните гайку крепления генератора к шпильке кронштейна и затяните стяжной болт разрезной опоры генератора. Для исключения поломки крон­штейнов

    генератора соблюдайте изложенный поря­док затяжки крепежных соединений.

    Присоедините выводы “—”, “+” и В.

    При ремонте генератора устранять неисправности рекомендуется заменой поврежденных деталей и сборочных единиц, причем для этого не всегда необходимо полностью разбирать генератор. До­пускается

    ремонт отдельных деталей.

    Для разборки генератора:

    — выверните болты крепления щеткодержателя к крышке и снимите щеткодержатель в сборе с регуля­тором напряжения;

    — выверните винты крепления крышки шари­коподшипника;

    — выверните стяжные винты крепления крышки генератора;

    — снимите крышку со стороны контактных колец вместе со статором;

    — отсоедините фазные выводы обмотки статора от выводов выпрямительного блока и отделите статор;

    — отверните гайку крепления шкива, предва­рительно закрепив ротор за один из полюсов или придерживая его гаечным ключом, и снимите шкив;

    — снимите вентилятор, удалите из канавки сег­ментную шпонку и снимите упорную втулку;

    — снимите крышку со стороны привода вместе с шарикоподшипником с вала ротора с помощью специального съемника (рис. 339), используя для этой цели резьбовые отверстия в крышке;

    Рис. 339. Съемник

    — снимите с вала шариковый подшипник;

    — с крышки со стороны контактных колец сни­мите выпрямительный блок.

    После разборки очистите от грязи детали и сбо­рочные единицы генератора, металлические, кроме подшипников и сборочных единиц, содержащих обмотки, изоляционные детали и полупроводнико­вые приборы, обезжирьте, промойте бензином и высушите, а остальные протрите ветошью, смочен­ной бензином. Осмотрите и замените детали, имею­щие механические повреждения. Не допускаются на шкиве трещины, проходящие через отверстие, износ отверстия более 17,02 мм и сколы кромок шкива более 2 мм. Проверьте износ канавки шкива под ремень.

    Шкив допускается к установке, если при уста­новке в канавку контрольных роликов диаметром 14 мм диаметр, замеренный по роликам, не менее 83,5 мм (см. рис. 338).

    Погнутость лопастей вентилятора устраните прав­кой и рихтовкой.

    При износе или овальности отверстия в крон­штейне крепления крышки со стороны контактных колец и крышки со стороны привода более 10,3 мм рассверлите отверстие.

    Изношенное посадочное отверстие под подшипник в крышке со стороны контактных колец до диаметра более 35,02 мм, а в крышке со стороны привода — более 47,05 мм обработайте до размера 38,0. 38,05 мм и 50,00. 50,05 мм соответственно и затем запрессуйте ремонтное кольцо с сохранением в нем прежнего посадочного размера под подшипник.

    При сборке генератора для обеспечения сооснос­ти отверстий крепления генератора на двигателе перед сборкой вставьте в них плотно входящий стержень. После закрепления стяжных болтов уда­лите стержень.

    После сборки проверьте от руки легкость вра­щения вала и техническое состояние генератора.

    Проверка обмотки возбуждения ротора. Исправность обмотки проверяйте тестером (омметром), при этом следите за надежностью контакта наконечников из­мерительных проводов прибора с контактными коль­цами ротора. Величина сопротивления должна соот­ветствовать значению, указанному в технической характеристике генератора, если обмотка не имеет короткозамкнутых витков. Если в обмотке имеется обрыв, то стрелка омметра не отклоняется. Исправ­ность обмотки и надежность прилегания щеток к контактным кольцам можно проверить на стенде, не разбирая генератор. Схема проверки изображена на рис. 340. При напряжении источника питания по­стоянного тока 28 В, подсоединенного к штекерам обмотки, величина потребляемого тока не должна превышать значения, указанного в технической ха­рактеристике генератора. Если в обмотке имеется обрыв, ÒÎ стрелка амперметра не отклонится.

    Замыкание обмотки возбуждения на массу оп­ределяйте контрольной лампой или вольтметром под напряжением 220 . 250 В. Если в течение 1 мин тока не будет, то изоляция обмотки исправна.

    Если в обмотке возбуждения обнаружен обрыв, осмотрите места пайки концов обмотки к контакт­ным кольцам и в случае распайки восстановите

    Рис. 340. Схема соединений при проверке технического состояния генератора

    нарушенное соединение. Если обрыв внутри обмот­ки или обнаружено межвитковое замыкание или замыкание обмотки на массу, замените ротор.

    Обмотку статора проверяйте отдельно, после раз­борки генератора, с отсоединенными от выпря­мительного блока выводами обмотки.

    Для определения обрыва в фазной обмотке ста­тора поочередно соединяйте по две фазы обмотки к тестеру (омметру) или через контрольную лампу к источнику-тока напряжением 12 . 30 В. В случае обрыва какой-либо из обмоток при соединении ее с выводами двух других стрелка тестера (омметра) не отклоняется, а контрольная лампа не горит. При исправной обмотке фазы показания омметра долж­ны соответствовать значениям, указанным в техни­ческой характеристике.

    Межвитковое замыкание обмотки статора про­веряйте портативным дефектоскопом модели ПДО-1.

    Замыкание обмотки статора на массу вследствие механического или теплового повреждения изоляции обмотки или выводов проверяйте контрольной лам­пой под напряжением 220. 250 В включением одного проводника на сердечник статора, а другого — на один из выводов обмотки. Если лампа не загорится, замыкание отсутствует.

    Проверьте состояние изоляции проводов обмот­ки, изоляция не должна иметь следов перегрева.

    При обрыве фазного вывода от наконечника, отмотайте один-два витка обмотки, установите изо­ляционную трубу и спрессуйте или припаяйте на­конечник.

    Проверка технического состояния генератора. При­чиной отказов в работе генераторной установки могут быть неисправности генератора, регулятора напряжения или же нарушения электрического кон­такта в цепи системы электроснабжения. Поэтому, прежде чем приступить к проверке, убедитесь в надежности электрического контакта проводов на выводах генератора, регулятора напряжения, в со­единительных колодках между пучками проводов и в исправности реле отключения обмотки возбужде­ния генератора (см. электрофакельное устройство). Проверьте с помощью контрольной лампы наличие тока в цепи возбуждения.

    Проверку технического состояния выполняйте на стенде, позволяющем изменять частоту вращения ротора генератора, токовую нагрузку и проводить измерения напряжения, тока и частоты вращения ротора генератора.

    Питание обмотки возбуждения осуществляйте от источника постоянного тока. Ве­личина напряжения питания 28 V. Схема соедине­ний при проверке технического состояния генерато­ра изображена на рис. 270.

    Измерительные приборы подбирайте так, чтобы измеряемые значения находились в пределах 30. 95 % шкалы. Прибор для измерения величины тока дол­жен иметь класс точности не ниже 1,5, а напряже­ния — 1,0.

    Как проводят техническое обслуживание генераторов КамАЗ Евро-3

    Генератор КамАЗ Евро-3 — это механизм, который обеспечивает энергопотребители питанием. Евро-3 — это международный экологический стандарт, по которому изготовлен этот механизм.

    Устройство

    Устройство генератора включает в себя следующие элементы:

    1. Статор с обмоткой. Зажат между передней и задней крышкой всего механизма.
    2. Крепежная лапа и натяжная проушина.
    3. Крышки, которые изготовлены из алюминиевых сплавов. Стянуты между собой при помощи 3-4 болтов.
    4. Вентиляционные окна, через которые воздушный поток продувается вентилятором сквозь устройство генератора.
    5. Щеточный узел. Соединяется с регулятором напряжения и узлом выпрямительного типа. Щетки прижимаются к кольцевому механизму при помощи пружин.
    6. Регулятор напряжения и блок выпрямителей.
    7. Валы ротора. Выполнены из автоматного стального сплава. Если в конструкции были использованы подшипники роликового типа, то валы делают из легированной стали, а цапфу валов закаливают.
    8. На конце вала расположено отверстие для шпонки.
    9. Контактные кольца.
    10. Узлы, которые состоят из роликовых подшипников с одноразовой закладкой.

    Принцип работы

    Принцип работы генератора КамАЗ:

    1. Магнитный поток создается при помощи обмотки возбуждения, через которую проходит постоянный электрический ток.
    2. Магнитное поле образуется за счет двенадцатиполюсного магнита, который расположен внутри ротора.
    3. Обмотка генераторной установки КамАЗа прикреплена к втулке, а ее выводы припаяны к контактным кольцам, сделанным из меди.
    4. Питание на механизм обмотки поступает от аккумуляторной батареи через выключатель стартера, регулятор показателей напряжения, щетки и колец контактного типа.
    5. Во время вращения роторного механизма его магнитное поле пересекает силовыми линиями обмоточный механизм, благодаря чему в проводниках индуктируется переменный ток.
    6. Ток начинает поступать в трехфазный кремниевый выпрямитель. После этого ток переходит во внешнюю цепочку.
    7. Контроль за работой генератора осуществляется при помощи амперметра, который находится в кабине водителя на приборной панели.

    Технические характеристики

    Номинальный уровень напряжения, В28
    Наибольший ток нагрузки, А80
    Частота вращения роторного механизма при напряжении в 26 ВЕсли переменный ток равен 10 А, то 1300 оборотов в минуту.

    Если переменный ток составляет 30 А, то 15550 оборотов в минуту.

    Если переменный ток равен 60 А, то 2200 оборотов в минуту.Мощность установки, Вт1000ВентиляторЕстьЩеткодержатель с регулятором уровня напряженияЕстьМатериал, из которого изготовлен валСтальНаправление вращения ротораВ правую сторонуКоличество фаз3Число тактов4Тип охлажденияЖидкостныйСредний расход топливной жидкости3,6 л за 1 часВремя автономной работы, час15Активная мощность установки, кВт18Длина, м0,23Диаметр генератора, м0,174Выпрямительный блокЕстьЗащита от перегрузок механизмаЕстьГлушительЕстьСила тока, А32,4Уровень шума во время работы, дБ85Масса оборудования без учета шкива, кг6500

    Неисправности и ремонт

    Ремонт генераторной установки необходим в следующих случаях:

    1. Амперметр выдает показания разрядного тока при минимальных оборотах коленвала. В этом случае рекомендуется отрегулировать натяжение ремня приводного типа, осмотреть кольца и протереть их тканью, смоченной в керосине или бензине. Также следует проверить высоту щеток. Она не должна превышать 1 см.
    2. Пробой в корпусе выпрямительного блока. В этом случае нужно заменить блок на новый.
    3. Если произошло короткое замыкание в роторе, необходимо заменить роторный механизм.
    4. В случае плохого контакта в цепи возбуждения или при проскальзывании ремней нужно прочистить держатель щеток, проверить их размер и состояние. Также следует осмотреть ремни и заменить их (при наличии повреждений).
    5. Колебание тока нагрузки. Необходимо прочистить держатель щеток, осмотреть пружинные механизмы, отрегулировать натяжение ремней и крепление генераторной установки автомобиля.
    6. Слишком высокие показатели зарядного тока. В этом случае нужно устранить короткое замыкание в цепи или заменить регулятор.
    7. Повышенный уровень шума во время работы. Следует подтянуть гайки шкива и заменить подшипник. Нужно осмотреть весь механизм и выпрямить погнутые места.
    8. Перегрев подшипника. Осмотреть ремень вентилятора; в случае необходимости отрегулировать его натяжение.

    Как проверить

    Проверка генераторной установки:

    1. При помощи омметра замерить сопротивление обмотки возбуждения механизма.
    2. Если результаты не соответствуют диапазону от 5 до 10 Ом, проверить обмотку на наличие обрыва.
    3. Один щуп омметра подключить к контактному кольцу статора, а второй — к корпусу статора. Проверить сопротивление изоляции генератора и роторного механизма.
    4. Переключить омметр в режим проверки диодов.
    5. Подсоединить положительный контакт измерительного прибора к центральной шине.
    6. Отрицательную клемму подсоединить к выводу проверяемого диода.
    7. Поменять местами положение клемм. Показатели должны стремиться к нулю.
    8. Осмотреть щетки. Они не должны выступать из держателя более чем на 0,5 см.
    9. Подключить положительную клемму к выводу устройства, а отрицательную — к массе вывода.
    10. Подключить контрольный прибор к щеткам.
    11. Подать напряжение (13 В). В это время контрольный прибор должен загореться. При увеличении напряжения до 15 В прибор должен гаснуть.

    Как заменить ремень

    Если во время работы слышен свист, посторонний шум, это значит, что ременные детали нуждаются в замене; ремень или ремни меняют следующим образом:

    1. Транспортное средство устанавливают на специальную платформу.
    2. Заглушают мотор, дают двигателю остыть.
    3. Отсоединяют отрицательный вывод от клеммы аккумуляторной батареи.
    4. При помощи специального оборудования ослабляют натяжение привода генераторной установки.
    5. Ослабляют натяжение крепежного болта и демонтируют износившийся ремень.
    6. Устанавливают новые ремни.
    7. Вращая крепежный болт, устанавливают необходимое натяжение.
    8. Затягивают все болты и гайки. Прогиб при нажатии на правильно натянутый ремень должен находиться в диапазоне от 0,6 до 1 см.
    9. Установливают требуемое натяжение привода генератора в соответствии с руководством пользователя.
    10. Установливают на место отрицательный вывод от клеммы аккумуляторной батареи.
    11. Заводят двигатель и проверяют работу новых ремней.

    Как снять

    Для проведения этой процедуры потребуются следующие инструменты:

    • ключи;
    • отвертка;
    • специальное съемное оборудование.

    Для того чтобы снять генератор Евро-3, нужно:

    1. Отвернуть крепежные болты механизма держателя щеток.
    2. Демонтировать щеткодержатель.
    3. Отвернуть крепежные винты крышки шарикоподшипника.
    4. Убрать крышку со стороны колец контактного типа вместе со статором.
    5. Отсоединить фазные выводы обмотки возбуждения от выводов блока выпрямителей.
    6. Снять статор.
    7. Отвернуть гайки крепления шкива и демонтировать его.
    8. Снять вентилятор, сегментную шпонку и втулку.
    9. При помощи специализированного оборудования снять крышку со стороны привода вместе с шарикоподшипником и вентилятором.
    10. Вытащить генераторную установку из транспортного средства.

    Как подключить

    Схема подключения генератора КамАЗ Евро-2 и других моделей есть в руководстве пользователя.

    Генераторная установка подключается следующим образом:

    1. К положительному выводу необходимо подключить аккумулятор и нагрузку.
    2. К отрицательному выводу генератора нужно подсоединить массу транспортного средства.
    3. Вывод «В» (на некоторых моделях — «Ш») следует подключить к выключателю приборов и стартера.
    4. Вывод «W» нужно подсоединить к тахометру и реле, которое блокирует систему стартера.
    5. Вывод «+D», который идет от дополнительных диодов, необходимо подсоединить к контрольной лампе.

    Если приводы были соединены неправильно, то может выйти из строя электронная система транспорта или сама генераторная установка.

    Сколько стоит

    Камазовский генератор Евро-3 стоит примерно 10 000 руб.

    Генератор КАМАЗ: бортовая электростанция грузовика

    Для работы современного грузового автомобиля нужно немало электрической энергии — ее поступление обеспечивается генератором. Все об электрических генераторах грузовиков КАМАЗ, их назначении, конструкции, характеристиках и принципе работы, а также о техническом обслуживании и ремонте читайте в статье.

    Назначение электрического генератора

    Грузовые автомобили КАМАЗ оборудуются бортовой электрической системой, построенной по классической однопроводной схеме. В данной системе питание всех потребителей тока осуществляется одним проводом, в качестве второго провода выступают «земля» (шасси автомобиля). Номинальное напряжение в бортовой сети — 24 В, оно обеспечивается аккумуляторными батареями и электрическим генератором.

    Генератор — устройство, обеспечивающее выработку электроэнергии для питания бортовой сети автомобиля. Электрический генератор автомобиля КАМАЗ решает две основных задачи:

    – Питание потребителей при работающем двигателе;
    – Зарядка аккумуляторных батарей.

    Особо нужно отметить, что генераторы автомобилей КАМАЗ начинают работать, как правило, при частотах вращения коленчатого вала двигателя от 1000 об/мин и выше. Поэтому в первоначальный момент запуска двигателя стартер и бортовая электрическая сеть получают ток только от аккумуляторных батарей.

    Многие генераторы автомобилей КАМАЗ оборудуются выпрямителем и регулятором напряжения, так что данный агрегат помимо указанных выше функций выполняет еще две: преобразование переменного трехфазного тока в постоянный, и поддержка номинального напряжения в бортовой сети независимо от числа оборотов двигателя.

    Типы, модели и характеристики генераторов КАМАЗ

    На автомобилях КАМАЗ используются традиционные синхронные трехфазные генераторы переменного тока с электромагнитным возбуждением (и самовозбуждением). Генераторы имеют привод от коленчатого вала дизеля. Все генераторы вырабатывают ток напряжением 27-30 В (в сеть подается 24 В, часть тока теряется на выпрямителе и регуляторе), которое регулируется в зависимости от климатических условий эксплуатации автомобиля.

    В настоящее время существует довольно большое разнообразие генераторов КАМАЗ, которые отличаются по конструкции, способу охлаждения, типу привода и применимости.

    По конструкции выделяют два типа агрегатов:

    – Генератор — к этой категории относятся генераторы, оборудованные только выпрямительным блоком, а регулятор выполнен в виде отдельного узла;
    – Генераторная установка — к этой категории относятся генераторы, в которых помимо выпрямительного блока встроен и регулятор напряжения.

    В настоящее время используются преимущественно генераторные установки, а простые генераторы ставились на ранние модели грузовиков. Хотя и сейчас обычные генераторы находят широкое применение, так как в ходу еще много старых КАМАЗов, да и их ремонт проще.

    По типу привода генераторы делятся на две группы:

    – С приводом клиновым ремнем — генераторы данного типа оборудуются сдвоенным шкивом для установки двух клиновых ремней (привод от шкива коленвала);
    – С приводом поликлиновым ремнем — генераторы этого типа имеют шкив для поликлинового ремня (обычно 10-ручейкового).

    Классический клиноременный привод используется на ранних и на многих актуальных моделях грузовиков с двигателями КАМАЗ-740. Поликлиновые ремни используются на наиболее современных моделях грузовиков с отечественными и зарубежными двигателями (Cummins) экологических классов выше “Евро-2”.

    Все генераторы имеют воздушное прямоточное охлаждение, однако они делятся на два типа по месту установки крыльчатки:

    – Внешняя установка — крыльчатка находится на валу перед передней крышкой корпуса генератора;
    – Внутренняя установка — крыльчатка находится на валу внутри генератора, перед ротором или непосредственно на переднем полюсном наконечнике ротора.

    Внешняя крыльчатка — это традиционное решение, которое используется и на многих современных генераторах. Однако сегодня все чаще используется внутренняя крыльчатка, которая при высокой эффективности более безопасна, она защищена от внешних воздействий, поэтому не может заклинить или сломаться.

    В настоящее время рынок предлагает большое число моделей генераторов КАМАЗ, но следует обратить внимание на несколько базовых моделей и групп генераторов. С 1970-х годов (с самого начала выпуска грузовиков КАМАЗ) устанавливались генераторы Г-288 и генераторные установки Г-273-А. С 1985 года стали применяться модифицированные генераторы Г-288Е, а с 1990-х – 2000-х годов на КАМАЗы стали устанавливаться десятки различных моделей генераторов, в том числе усовершенствованные Г-273-В1 и множество агрегатов зарубежного производства (в том числе Bosch).

    Все генераторы КАМАЗ имеют принципиально одинаковую конструкцию, и отличаются только несущественными деталями.

    Конструкция и особенности генераторов КАМАЗ

    Генератор состоит из следующих узлов и деталей:

    Ротор — катушка (она же обмотка возбуждения) из медного провода, заключенная между двумя стальными полюсными наконечниками, и расположенная на валу. Полюсные наконечники выполнены в виде «корон», образованных шестью клювовидными выступами, обращенными друг к другу. Концы обмотки соединены с медными кольцевыми контактами, расположенными на передней или задней части вала ротора;
    Статор — кольцевой сердечник, в пазах которого уложены витки трех катушек (обмоток), в которых генерируется ток. Так как генератор трехфазный, то катушки в статоре три, и соединены они звездой;
    Корпус — обычно состоит из двух половин, которые стягиваются болтами или шпильками. В некоторых моделях генераторов сердечник статора тоже является частью корпуса. В торцах половин корпуса выполнены отверстия для прохода охлаждающего воздуха. Также в корпусе обычно устанавливаются подшипники для свободного вращения вала ротора;
    Щеточный узел — две графитовых щетки и щеткодержатель (с пружинами для обеспечения постоянного придавливания щеток к контактам на валу ротора) для подачи напряжения на обмотку ротора. Обычно располагается на задней крышке корпуса;
    – Выпрямитель — отдельный блок на диодах (обычно их используется шесть штук — по два на каждую обмотку статора), расположенный на задней крышке корпуса;
    Регулятор напряжения — блок на дискретных элементах или на микросхемах, обеспечивающий постоянство напряжения в бортовой сети на уровне 24 В. Обычно устанавливается на задней крышке генератора. На многих генераторах здесь же располагается и переключатель сезонной регулировки напряжения;
    Крыльчатка охлаждения — металлическая или пластиковая.

    На корпусе генератора предусмотрены проушины (лапы) для монтажа этого узла на двигатель, а также для регулировки положения генератора и натяжения приводного ремня. Устанавливается генератор на переднем торце двигателя, в его верхней части. Крепление к блоку осуществляется двумя соосными проушинами (лапам), еще одна проушина болтом крепится к планке натяжения приводного ремня.

    На генераторе обязательно предусмотрено несколько контактов для подключения к электрической системе автомобиля. На всех генераторах есть контакт «+», который соединяется с аккумуляторными батареями, и контакт «-», идущий на «массу» автомобиля. Также могут быть специальные контакты для вывода фазы на регулятор напряжения, контакт для соединения с тумблером стартера и приборов, и другие. Контакты «+» и «-» обычно выполняются в виде болтов (так как через них проходят токи до 90 А), а остальные контакты выполняются в виде стандартного разъема.

    Вопросы ТО и ремонта генераторов КАМАЗ

    Генераторы грузовых автомобилей нуждаются в двух типах обслуживания:

    – Сезонное обслуживание при переводе авто на летнюю или на зимнюю эксплуатацию;
    – Осмотр и регулировка при регламентном ТО или при неисправности.

    При сезонном обслуживании осуществляется перевод переключателя сезонной регулировки в положение «З» («Зима») или «Л» («Лето»). При наступлении холодного времени года, когда температура стабильно держится ниже 0°С, переключатель переводится в положение «З» — в этом случае регулятор выдает напряжение 28,8-30,2 В. Повышение напряжения в холодное время компенсирует падение напряжения на полупроводниковых приборах в мороз, что гарантирует нормальное напряжение в сети. При наступлении теплого времени года, когда температура стабильно установилась выше 0°С, переключатель переводится в положение «Л» — в этом положении генератор выдает напряжение 27-28 В.

    В случае ослабления ремня привода генератора (что проявляется пониженным напряжением, проскальзыванием ремня по шкиву) необходимо отрегулировать его натяжение. Для этого следует ослабить болт крепления генератора к планке натяжения, отодвинуть генератор для обеспечения нужной степени натяжения ремня, и снова затянуть болт.

    При возникновении неисправностей генератора — обрывов в обмотках, механических разрушений, поломок щеточного узла, выпрямителя или регулятора — его следует ремонтировать или заменить в сборе. Зачастую ремонт бывает слишком дорог и сложен, поэтому в ряде случаев гораздо проще и дешевле поставить новый агрегат. В любом случае автомобиль нельзя оставлять без генератора, так как в этом случае его эксплуатация возможна только до момента разряда аккумулятора.

    Ссылка на основную публикацию