Способы выключения передач на авто камаз без снятия коробки передач

Снятие и установка коробки передач автомобиля КамАЗ

Коробку передач снимают для замены и ремонта сцепления и ремонта КПП.

На автомобили КамАЗ устанавливаются две модели коробок передач: на одиночных автомобилях — пятиступенчатая коробка передач модели 14 на автомобилях-тягачах, предназначенных для работы в составе автопоездов, — десятиступенчатая коробка передач модели 15, состоящая из основной пятиступенчатой коробки передач и переднего двухступенчатого редуктора-делителя.

Делитель имеет высшую и низшую (прямую) передачи и в сочетании с основной пятиступенчатой коробкой позволяет получать десять передач переднего хода и две заднего хода.

Применение делителя передач улучшает тяговоэкономические качества автомобиля, облегчает управление автомобилем, так как при его использовании уменьшается частота переключения передач рычагом переключения.

На модернизированных моделях автомобилей повышенной грузоподъемности устанавливаются коробки передач модели 152, имеющие следующие конструктивные отличия от коробки передач модели 15:

— усилены шлицы первичного вала делителя, каретки и муфты синхронизатора за счет увеличения высоты зубьев;

— упрощена пневматическая схема управления делителем передач (исключены два воздухопровода, колодка крепления воздухопроводов) за счет применения пластмассовых воздухопроводов от крана управления делителем;

— применены бесшпоночные соединения шестерен и промежуточного вала за счет увеличения натяга;

— исключено замковое устройство в шлицевом соединении каретка синхронизатора 4-5 передач – вал вторичный коробки передач (в целях повышения долговечности соединения);

— для предотвращения самовыключения 4 и 5 передач применено четырехградусное утонение зубьев муфт каретки синхронизатора 4-5 передач (вместо полутороградусного) и, соответственно, зубьев муфты первичного вала и шестерни 4 передач и, также увеличена высота зубьев муфт;

— установлен подшипник передней опоры вторичного вала большей нагрузочной способности;

— расширен зубчатый венец шестерни 4 передачи для увеличения несущей способности.

1. Откручиваем четыре гайки крепления карданной передачи и отсоединяем кардан.

2. Отсоединяем ПГУ

3. Откручиваем крепление стартера

4. Отсоединяем трубки к понижающему редуктору

5. Отсоединяем рычаг переключения передач

6. Устанавливаем домкрат между поддоном двигателя и маховиком и через деревянную подставку потдомкрачиваем силовой агрегат.

Откручиваем гайки крепления задней траверсы и убираем ее.

Откручиваем распорную тягу

Откручиваем болты крепления кронштейна системы выпуска.

Подсоединяем таль к специальным рым болтам, и натягиваем таль.

Откручиваем гайки крепления к боковым подушкам силового агрегата.

Откручиваем болты крепления КПП к двигателю.

Приподымая талью, отодвигаем КПП от двигателя до выхода первичного вала КПП, и вынимаем КПП. Устанавливаем коробку передач в обратной последовательности

Снятие и установка коробки передач КамАЗ 5320 – 54115

Снятие и установка коробки передач

Снятие коробки передач

Для снятия коробки передач:

  • Слейте масло из картера коробки передач.
  • Наклоните кабину, снимите щиты пола платформы для обеспечения доступа к коробке передач.
  • Отсоедините аккумуляторные батареи от электрической цепи, отсоедините вывод, соединяющий выключатель массы с рамой автомобиля (вывод находится на аккумуляторном ящике).
  • Отсоедините и выньте провод, соединяющий реле стартера с выводом «+» аккумуляторной батареи.
  • Снимите шланг, соединяющий впускной трубопровод двигателя с соединительной трубой воздухоочистителя, отвернув гайки и вынув болты стяжных хомутов.
  • Разъедините штекерные соединения тахометра, спидометра, розетки прицепа, датчика включения сигнала торможения, фары заднего хода, датчиков указателей падения давления в ресиверах.
  • Отсоедините кронштейны крепления глушителя к картеру делителя.
  • Снимите пневмоусилитель гидропривода сцепления.
  • Отсоедините фланец-вилку карданного вала среднего моста от фланца ведомого вала коробки передач, отвернув гайки болтов крепления, снимите пружинные шайбы и выньте болты; ослабьте стяжные ленты и снимите соединительный шланг трубы эжектора.
  • Отсоедините воздухопроводы: от крана управления тормозными механизмами прицепа с двухпроводным приводом. Отверните гайки болтов кронштейна крепления ящика аккумуляторных батарей к раме и выньте болты (для автомобиля КамАЗ-5410).
  • Ослабьте болты крепления передних опор силового агрегата. Отверните гайки болтов крепления задних опор двигателя и выньте болты.
  • Выверните болты крепления балки поддерживающей опоры к раме.
  • Выверните болты крепления поддерживающей опоры коробки передач к поперечной балке.
  • Вывесите силовой агрегат за рым-болты коробки передач. Подложите деревянные бруски под переднюю и заднюю половины второй поперечины рамы и опустите силовой агрегат (толщина брусков должна быть такой, чтобы при опускании силового агрегата кронштейны задних опор были выше подушек задних опор на 50 мм).

Коробка передач модели 14:

  1. вал ведущий;
  2. крышка заднего подшипника ведущего вала;
  3. прокладки регулировочные;
  4. шток рычага;
  5. кольцо защитное;
  6. крышка опоры рычага;
  7. сухарь опоры рычага;
  8. кольцо уплотнительное;
  9. опора штока;
  10. пружина;
  11. опора рычага переключения передач;
  12. ось блока шестерен заднего хода;
  13. шайбы упорные;
  14. блок шестерен заднего хода;
  15. роликоподшипник;
  16. болт со штифтом;
  17. шайба стопорная;
  18. крышка верхняя;
  19. прокладки уплотнительные;
  20. крышка заднего подшипника ведомого вала;
  21. кольцо стопорное;
  22. шарикоподшипник задний ведомого вала;
  23. прокладки регулировочные;
  24. червяк привода спидометра;
  25. манжеты уплотнительные;
  26. гайка крепления фланца;
  27. фланец крепления карданного вала;
  28. стакан заднего подшипника промежуточного вала;
  29. крышка подшипника;
  30. роликоподшипник сферический;
  31. шайбы упорные;
  32. прокладки уплотнительные;
  33. вал промежуточный;
  34. картер коробки передач;
  35. вал ведомый;
  36. прокладки уплотнительные;
  37. крышка переднего подшипника промежуточного вала;
  38. картер сцепления;
  39. манжеты уплотнительные;
  40. вилка выключения сцепления;
  41. вал вилки выключения сцепления;
  42. муфта выключения сцепления.
  • Выверните стяжной болт рычага 16 передней тяги привода управления коробкой передач.
  • Разъедините переднюю тягу с рычагом, снимите резиновый чехол, выньте шарик и пружину из шаровой головки наконечника рычага.
  • Отсоедините три болта крепления воздухопроводов управления делителем от колодки со стороны двигателя, выверните болты крепления стартера.
  • Установите цепные захваты подъемного приспособления за рым-болты на коробке передач, выверните болты крепления сцепления или картера делителя к картеру маховика двигателя; отведите коробку передач назад до выхода ведущего вала из кожуха сцепления, снимите ее и установите на тележку.

Установка коробки передач

Для установки коробки передач:

  • Перед стыковкой коробки передач с двигателем в полость переднего подшипника ведущего вала, расположенного в расточке коленчатого вала, заложите 15 г смазки 158.
  • Поднимите коробку передач и установите ее на место, предварительно поставив муфту выключения сцепления, шланг для подвода смазки к нажимному подшипнику и оттяжные пружины.
  • Вверните болты крепления картера делителя или картера сцепления (модель 14) к картеру маховика двигателя.
  • Вверните болты крепления стартера; подсоедините трубопроводы управления делителем к соединительной колодке. Соедините переднюю тягу с рычагом, предварительно вставив шарик и пружину в шаровую головку рычага.
  • Вверните стяжной болт рычага передней тяги привода управления механизмом передач.
  • Отрегулируйте дистанционный привод управления механизмом переключения передач.
  • Вывесите силовой агрегат за рым-болты коробки передач.
  • Вверните болты крепления поддерживающей опоры коробки передач к поперечной балке, выньте деревянные бруски из-под второй поперечины рамы и опустите силовой агрегат на опоры.
  • Вверните болты крепления балки поддерживающей опоры к раме.
  • Вставьте болты в отверстия задних опор силового агрегата, заверните самоконтрящиеся гайки.
  • Затяните болты крепления передних опор силового агрегата.
  • Вставьте болты в отверстия кронштейна крепления ящика аккумуляторных батарей к раме, заверните гайки (для автомобиля КамАЗ-5410).
  • Подсоедините воздухопроводы к крану управления тормозными механизмами прицепа с двухпроводным приводом.
  • Наденьте соединительный шланг трубы эжектора и закрепите его стяжными лентами.
  • Совместите отверстия фланца-вилки карданного вала среднего моста с отверстиями фланца ведомого вала коробки передач; вставьте в отверстия болты, наденьте пружинные шайбы, заверните гайки.
  • Установите пневмоусилитель гидропривода сцепления.
  • Присоедините кронштейн крепления глушителя к картеру коробки передач, ввернув болты.
  • Соедините штекерные разъемы тахометра, спидометра, розетки полуприцепа, датчика включения сигнала торможения, фары заднего хода, датчиков указателей падения давления в ресиверах: наденьте шланг, соединяющий впускной трубопровод двигателя с соединительной трубой воздухоочистителя; наденьте стяжные хомуты и закрепите шланг, вставив в отверстия хомутов болты и затянув их гайками; подсоедините провод, соединяющий реле стартера с выводом «+» аккумуляторной батареи.
  • Подсоедините вывод включения массы с рамой автомобиля (вывод находится на аккумуляторном ящике).
  • Соедините аккумуляторные батареи с электрической цепью автомобиля. Поставьте щиты пола.
  • Залейте масло в картер коробки передач. Опустите кабину.
  • Проверьте и при необходимости отрегулируйте свободный ход педали сцепления.

При установке коробки передач на двигатель:

  • Проверьте состояние ведущего вала с помощью контрольной шлицевой оправки высотой не менее 30 мм, которая должна свободно (без заеданий) перемещаться по шлицам вала, после чего смажьте шлицевой конец тонким слоем смазки 158.
  • Не допускайте резких ударов, а ведомые диски сцепления не нагружайте весом коробки передач или усилием грузоподъемного механизма во избежание поломки сцепления и переднего подшипника ведущего вала, расположенного в коленчатом вале.
  • После установки коробки передач проверьте полный ход муфты выключения сцепления, равный 35 . 43 мм. Этому ходу соответствует перемещение рычага на 40 . 50 мм, замеренное на радиусе 90 мм.
  • Перед установкой дистанционного механизма смажьте рабочие поверхности головок и опоры тяг смазкой 158. Установите головки механизма и затяните стяжными болтами. Качание головок на тягах не допускается. Уплотнительные чехлы головок тяг дистанционного механизма должны плотно охватывать посадочные поверхности. При переключении передач с помощью дистанционного механизма заедание тяг в опорах не допускается. Фиксаторы механизма переключения передач должны четко ощущаться как на нейтрали, так и на любой включенной передаче в коробке передач.
  • В коробку передач залейте масло ТСп-15К в количестве 12 л для коробки модели 15 и 8,5 л для коробки модели 14 и проведите трехкратную проверку на пуск двигателя стартером. При этом сцепление должно быть выключено.
  • Проверьте правильность монтажа сцепления и коробки передач на работающем двигателе при частоте вращения коленчатого вала 1800. 2000 об/мин, проконтролировав:

1. Отсутствие заеданий деталей механизма выключения сцепления.

2. Чистоту выключения сцепления. Для этого полностью выключите сцепление, обеспечив ход муфты выключения сцепления не более 12 мм. Это соответствует перемещению рычага на 16 мм, замеренному на радиусе 90 мм. В этом положении первая передача и передача заднего хода должны включаться без скрежета, а при включенной прямой передаче ведомый вал не должен вращаться. Проверку повторите не менее трех раз.

3. Шумность работы коробки передач (резкий неравномерный шум и стук) не допускается.

4. Переключаемосгь передач в основной коробке. Переключение передач должно производиться при выключенном сцеплении без больших усилий и без заеданий, включение синхронизированных передач со скрежетом не допускается. В коробке передач переключение передач производите на низшей и высшей передачах делителя.

5. Переключаемосгь передач делителя. Для этого подведите к редукционному клапану сжатый воздух под давлением 490. 588 кПа (5. 6 кгс/см²) и произведите два-три переключения передач делителя, последовательно переводя переключатель крана управления в верхнее и нижнее положения и перемещая на 6 мм шток клапана включения делителя, предварительно выключив сцепление. Переключение передач делителя должно быть четкое, без задержки. Переключение передач делителя без выключения сцепления не допускается. При обоих положениях переключателя крана управления делителем проверьте герметичность соединений и крана.

6. Отсутствие течи масла. Течь масла не допускается. Допускается образование масляных пятен без каплеобразования в местах сальниковых уплотнений и установки сапунов.

Устройство КПП и схема переключения передач на грузовых автомобилях КамАЗ

Схема переключения передач на КамАЗе мало чем отличается от схемы автомобиля. Но каждая система грузовой машины имеет свои особенности.

Устройство и принцип работы

Рассмотрим расположение и устройство коробки передач автомобиля КамАЗ. На КамАЗах установлены механические КПП. Они имеют 5 скоростей. Переключение КПП происходит посредством нажатия педалей сцепления и перемещением рычага КПП в нужную позицию. Поскольку машина имеет большой вес, то переводить КПП с одной передачи на другую надо в несколько этапов.

Принцип работы КПП КамАЗа состоит в следующем: с дизельным мотором работает либо в повышенном режиме B, либо в пониженном H. Они были созданы, чтобы уменьшить нагрузку на мотор тяжеловесной машины, когда она заполнена, и в то же время не заставлять его слишком активно работать без груза.

Схема коробки передач КамАЗа с делителем несложная, но имеет отличие в зависимости от модели коробки. Рассмотрим схему КПП КамАЗа, которая бывает на дизельных машинах. При движении по ровной дороге нужно переключать передачи без сцепления. Устройство раздаточной коробки КамАЗа можно представить такой формулой: 1B — 2B — 3B — 4H — 4B — 5H — 5B.

Переключение скоростей осуществляют следующим образом:

  1. Вначале переключают режим работы КПП с высшего на низший при помощи рычага.
  2. Затем выжимают сцепление.
  3. Рычаг устанавливают на нужную передачу, не перескакивая через них, а включая все по порядку.

Бывают коробки передач с автоматическим переключением режимов.

Технические характеристики

В КПП КамАЗ с делителем входят такие элементы:

  • картер, в котором монтированы ведущие, ведомые и промежуточные валы в сборе с шестернями;
  • подшипники;
  • синхронизаторы,
  • блок шестерен заднего хода,
  • верхняя крышка коробки,
  • механизм переключения передач.

КПП КамАЗовских машин бывает пяти- и десятиступенчатая. Делитель КПП имеет высшую и низшую передачи и в сочетании с основной коробкой позволяет получать 10 передач переднего хода и 2 заднего. Система делителя улучшает тяговые качества машины, облегчает управление, снижает частоту переключения скоростей рычагом. Передаточные числа КПП имеются в инструкции по эксплуатации устройства.

На КПП 141 КамАЗ имеется выключатель фонаря заднего хода. Для предотвращения одновременной активации 2 передач в крышке имеется замок шарикового типа, а от случайного включения заднего хода — пружинно-пальчиковый предохранитель. КПП с делителем весит 320 кг. Манжеты находятся в крышках валов. Они предохраняют КПП от засорения и предотвращают утечку масла. Недостаточный объем масла в КПП ведет к ее повреждению. При первой заправке в КПП должно быть 9 литров масла, при смене жидкости — 8 л.

Технические характеристики КПП КамАЗ-141:

  1. Диаметр отверстия подшипника составляет 150 мм.
  2. Диаметр отверстия оси блока зубчатых колес равен 32 мм.
  1. Диаметр шейки переднего подшипника составляет 24 мм.
  2. Заднего подшипника — 59 мм.

Вторичный вал имеет следующие диаметры у деталей:

  1. Втулки зубчатого колеса четвертой передачи — 63 мм.
  2. Роликовых подшипников — 80 мм.
  3. Втулки зубчатого колеса заднего хода — 70 мм.
  4. Наружный диаметр втулки составляет 72 мм.
  1. Диаметр шейки переднего подшипника составляет 65 мм, заднего — 49 мм.
  2. Диаметр стакана заднего подшипника равен 119 мм.
  3. Диаметр промежуточного вала составляет 65 мм.
  4. Внутренний диаметр зубчатого колеса равен 65 мм.

Вес КПП с делителем — 320 кг.

Как переключать передачи на КамАЗе

Чтобы правильно переключать передачи, надо знать, как устроена трансмиссия. КПП изготовлена так, что чаще движение осуществляется на пониженной скорости, поэтому машина может транспортировать тяжелые грузы. КамАЗ имеет 5-ступенчатую коробку. Переключать передачи нужно при помощи педали сцепления и рычага.

Начало движения

Прежде чем начать движение, надо нажать пониженную скорость. Переключать передачи следует лишь при нажатой педали сцепления. Схема переключения скоростей основана на поэтапном переключении передач. Чтобы начать движение на грузовике, нужно раскрутить коленвал ДВС.

Включение второй передачи надо производить тогда, когда стрелка на тахометре дойдет до отметки 3, что означает 3000 об/мин. Такой метод переключения передач даст возможность продлить срок эксплуатации КПП и снизит расход бензина.

Переключение скоростей

Рассмотрим порядок переключения скоростей, после того как автомобиль уже начал движение. Когда КамАЗ разгонится, то порядок переключения передач: 4H — 4B — 5H. Чтобы включить 2 скорость, надо чтобы частота вращения коленчатого вала повысилась до 3000 об/мин по показаниям тахометра. Функции коленвала являются основными.

Задний ход

Чтобы включить задний ход на грузовике, надо поставить переключатель в нижнее левое положение. Включение задней передачи нельзя осуществлять во время движения машины. Чтобы задействовать задний ход, нужно сначала полностью остановить агрегат, потом совершить маневр.

Правила переключения в разных условиях

Переключения скоростей зависят от различных условий, в которых осуществляет движение автомобиль. Следует выполнять эти правила, чтобы в ходе использования КПП не произошел выход ее из строя.

Подъем

Во время подъема надо переключить КПП на режим H, в результате чего трансмиссия начнет работать при повышенном напряжении.

Следует выполнять правила:

  1. При переключении с 1 на 2 передачу при подъеме на КамАЗе надо использовать способ двойного выжимания педали сцепления.
  2. Чтобы коленвал правильно работал при переключении передач, нужно пользоваться педалью подачи горючего, ее тоже надо периодически нажимать. При этом можно преодолеть любой самый крутой подъем.
  3. Число оборотов вала при подъеме должно быть больше 2000 об/мин. Иначе двигатель может отключиться, что во время движения по автомобильной дороге может вызвать аварию.
  4. Во время подъема переключаетесь на нужный режим, это облегчит работу мотора и всех узлов машины.

Спуск

Некоторые шоферы при спуске с горы выключают мотор, чтобы экономить бензин. Такого нельзя допускать на КамАЗе.

Если выключить ДВС во время поездки, то электроусилитель не будет выполнять свои функции, что приведет к блокировке руля.

Торможение КамАЗа происходит не только в результате прекращения работы мотора, но и при помощи активации вспомогательной тормозной системы. Когда большегрузный автомобиль преодолевает спуск и водитель включает вспомогательные тормоза, нельзя выжимать сцепление и переключаться с одной передачи на другую.

Обледенелые участки

Ехать на грузовике по обледенелым участкам надо с максимальным запасом скорости и хода. Во время торможения необходимо использовать вспомогательную систему остановки мотора. Если нужно выполнить срочное торможение, то оператор должен остановить колеса прицепа. Если не учитывать этого правила, можно попасть в занос.

Притормаживать ДВС можно только в виде исключения, так как это может привести к его износу. При торможении колеса не должны проскальзывать. Чтобы этого избежать, надо выключить пониженную скорость, что поспособствует снижению вращения коленвала.

Занос

При заносе нельзя выключать сцепление. Когда грузовик заносит, нужно повернуть руль в сторону заноса. Если КамАЗ забуксовал, требуется снять ногу с педали газа и нажать дифференциал. Это необходимо выполнить с помощью регулятора, имеющегося на щитке. В результате на панели включится индикатор. Начать ход надо со второй повышенной передачи. После преодоления заноса следует разблокировать дифференциал.

Неисправности и ремонт

Ремонт КПП состоит из разборки узла, диагностики, починки или замены изношенных элементов. После восстановления работы механизма проводится обратная сборка узла и осуществляются испытания системы в работе. Можно обратиться в сервисный центр, но лучше выполнить руками своими ремонт раздаточной коробки.

Как проверить уровень масла

Уровень масла в коробке проверяют следующим образом. Отворачивают пробку картера. При проверке надо установить указатель картера в отверстие до упора. Масло из картера десятиступенчатой МКПП сливают через 3 отверстия. Из них 2 отверстия расположены в нижней части картера КПП, а третье — делителя. Из картера пятиступенчатой КПП слив происходит через 2 отверстия.

Замена масла

Чтобы поменять масло, нужно помыть картер КПП моторным маслом. Очистить магнитные пробки от частиц металла и заливать масло до верхней черты указателя. Уровень масла измеряют через 5 минут. При движении машины КПП должна работать без колебаний, скорости должны переключаться свободно и фиксироваться прочно. Сильный шум может указывать на износ подшипников валов, недостаточный уровень масла или плохое качество смазки в картере.

Как снять коробку

Снятие коробки передач осуществляется следующим образом:

  1. Надо снять карданную передачу. Для этого откручивают 4 гайки крепежа.
  2. Снимают ПГУ.
  3. Демонтируют крепления стартера.
  4. Отсоединяют трубку, которая идет к понижающему редуктору.
  5. Демонтируют рычаг переключения передач.
  6. Ставят домкрат между маховиком и поддоном мотора, и через деревянную подставку демонтируют мотор.
  7. Откручивают гайки задней траверсы и снимают ее.
  8. Демонтируют распорную тягу.
  9. Откручивают болты крепежа кронштейна системы выпуска.
  10. Подсоединяют таль к болтам и натягивают его.
  11. Отвинчивают гайки крепежа к боковым подушкам мотора.
  12. Откручивают болты, которые фиксируют КПП к ДВС.
  13. Поднимают таль, отодвигают КПП от мотора до выхода первичного вала трансмиссии.
  14. Вытаскивают коробку передач.

Как отрегулировать

Теперь нужно отрегулировать КПП, выполнить дефектовку узлов и деталей. Если они вышли из строя, заменяют новыми. Шлицевые соединения не должны иметь дефектов и сколов. Подшипники шестерен следует заменить, предварительно осмотрев место их установки, нет ли износа или участков, продавленных роликами.

Подшипники вала заменяют, так как в результате поломки и попадания в масло металлической стружки места качения подшипников получили повреждения, которые могут вызвать поломку КПП. Осматривают шестерни, выявляют повреждения, износ зубьев шестерен. Конические обоймы синхронизатора не должны быть деформированы или изношены. Направляющие валы не должны болтаться. Не должно быть повреждений на шлицах.

Как правильно собрать

Сборка КПП осуществляется в обратном порядке. Промежуточный вал устанавливают в корпус коробки передач. Монтируют подшипники — передний роликовый и задний сферический. Закручивают опорную шайбу. Фиксируют ее гайкой и закрывают заднюю крышку крепления сферического подшипника. Устанавливают прокладки. Вал должен вращаться легко, не должно быть заедания детали при движении.

Сколько стоит коробка на КамАЗ

Купить КПП на КамАЗ можно в специализированном магазине, где вам покажут прайс-лист с имеющимися моделями. Цена покупки КПП зависит от модели грузового автомобиля, на который она будет устанавливаться. Так стоимость КПП на КамАЗ составляет от 55 000 до 153 000 рублей. Цена коробки передач на КамАЗ 141 составляет 62 000 рублей. Самые высокие цены на КПП КамАЗ экологического класса Евро-3.

Схема и устройство коробки передач Камаза

На грузовом автомобиле производства ПАО «КАМАЗ» устанавливаются разные КПП. Все они отвечают за передачу крутящего момента, изменяют передаточные отношения, позволяют отсоединять двигатель от трансмиссии. Схема переключения передач на Камазе мало чем отличается от систем других машин. Несмотря на это, имеются важные особенности, которые хотелось бы подчеркнуть.

Устройство и принцип работы

Вот, например, как устроена коробка передач Камаза (модель 154):

  • основная коробка на 5 скоростей;
  • делитель на 2 ступени или мультипликатор;
  • сцепление;
  • валы — основной, вторичный, промежуточный;
  • синхронизаторы и шестерни;
  • картеры и привод

Принцип работы, нацеленный на улучшение работы автомобиля, увеличение скорости передвижения и позволяющий экономить горючее, можно представить себе так. При включении 1-й передачи, механизм сцепления соединяет валы редуктора и МКПП. От двигателя Камаза к трансмиссии поступает начальный момент вращения или КМ (крутящий момент). Как только скорость повышается, зубья синхронизаторов соединяются с ведущим валом ДВС. Вращение передаётся на промежуточный вал коробки, коэффициент уменьшается, а число оборотов повышается.

Традиционная КПП 152 или 14 — пятискоростная, механическая, установлена в целях упрощения конструкции и повышения надёжности изделия.

Но есть и другие варианты:

  • 10-ступенчатый или 15 модель;
  • 8-ступенчатый с редуктором на четыре передачи и «понижайкой» или 16 модель — используется на КамАЗ-65115;
  • 9-скоростная ZF со вспомогательной понижающей ступенью — полноприводные вездеходы КамАЗ-43150, 4310, 4350 Мустанг.

14-ю модель КПП на последних версиях грузового авто усовершенствовали. Получилась новая коробка Камаза 154, отличающаяся несколькими преимуществами перед классической старой «пятиступкой»:

  • усиленные синхронизаторы;
  • новое крепление шестерёнок;
  • доработанная шлицевая система;
  • использование новых конусообразных подшипников в опорах валов;
  • отсутствие шлицевого крепления;
  • увеличенная высота зубьев.

4 и 5 передачи больше не вылетают, как было на старой КПП. Отметим, что 154 модель или 15 предназначена для работы на двигателях с крутящим моментом 1100 Нм. Это модификации автомобиля Kamaz 55111, 43118 и другие.

КПП с делителем

5-скоростная коробка обычная, предназначена для одиночных машин. 10-ступенчатая — усовершенствованная КПП Камаз с делителем. По сути, это одинаковые коробки, но в случае с 10-скоростной добавляется редуктор. Вместе с коробкой передач он создаёт 10 передних скоростей и 2 задние.

Коробка с делителем считается усовершенствованной моделью, даёт немало плюсов:

  • меньшая частота переключения в ходе передвижения;
  • увеличение тяги двигателя;
  • повышение комфорта управления.

Устройство привода управления делителя выглядит так:

  • рычаг или опора;
  • уплотнительное кольцо;
  • ось;
  • вибрационный изолятор.

Технические характеристики

Подробно приведены в таблице ниже.

Схема переключения передач на Камазе

Принцип работы коробки передач на Камазе с редуктором несложный: повышенный либо пониженный режимы. Такой подход придуман инженерами для уменьшения нагрузки мотора: когда машина под нагрузкой, надо включать режим H. В менее активном режиме задействуется режим B.

В качестве примера приведём схему работы с коробкой делителем на ровном асфальте:

  1. Сначала включается 1-я передача, затем 2-я и 3-я;
  2. Задействуется режим H, осуществляется переключение на 4-ю скорость;
  3. Переход на режим B;
  4. Вновь переход на H, включение 5-й скорости;
  5. Возврат на облегчённый режим B.

Что это даёт? Лёгкое трогание с низов, плавное ускорение. При возникновении сложных условий движения или большой загруженности машины, первые 4 передачи рекомендуется включать в утяжелённом режиме H.

Таким образом, схема переключения выглядит так: 1B-2B-3B-4H-4B-5H-5B. А на сложных трассах подойдёт такой порядок: 1H-2H-3-H-4H-4B-5H-5B.

Некоторые модели КПП ЗФ, такие как 9S109, оборудованы дополнительной передачей C. Она нужна для улучшения передвижения по снегу, грязи, льду. Схема на коробках передач Камаз ZF 6520 такая, что при переключении на пятую скорости с четвёртой, самопроизвольно включается облегчённый режим. Напротив, если с 5-й на 4-ю, априори задействуется пониженный режим. За включением режимов можно следить по индикатору на щитке приборов.

Начало движения

Перед тем как трогаться с места на Камазах с такой коробкой, надо разогреть движок до 7 тыс. об/мин. Главная особенность старта на большом грузовике — обеспечить плавность движения с места и эффективный набор дальнейшей скорости.

Включение скоростей

Из-за того, что Камаз — специфический крупный грузовой автомобиль, часто эксплуатируемый в жёстких условиях, переключение положений КПП с одной на другую проходит в несколько этапов. В остальном особенностей нет — надо выжимать муфту и перемещать рычаг.

Вторую передачу можно задействовать лишь после регистрации шкалой на приборке 3 тыс. об/мин. Рычаг скоростей переключается только с выжатой до упора педали сцепления после паузы в 1 секунду. Рычаг делителя находится на картере с левой стороны.

Задний ход

Включается задний ход переключателем, выставленным в нижнее левое положение. Во время движения автомобиля ставить эту передачу воспрещено! Сначала машину надо остановить, а уже потом совершить маневр.

Техника управления в сложных условиях

Безопасность движения зависит от многих факторов. Это и техническое состояние машины, и качество топлива, и квалификация водителя. Отдельное внимание уделяется внешним условиям, так как они могут резко измениться.

Подъем

Заезд на горку должен сопровождаться включением пониженного режима H. Это даёт возможность легче преодолеть склон и препятствия, ведь трансмиссия начинает работать в полную силу.

  • во время подъёма, особенно с грузом, переход с первой на вторую передачу должен проводиться с применением повторного выжима муфты;
  • не отпускать педаль газа, чтобы обеспечить нормальную работу двигателя, предотвратить перебои;
  • не допускать снижения оборотов за 2000 в минуту, иначе движок перегреется.

Спуск

Скат с горки должен осуществляться с обязательно заведённым силовым агрегатом. Отключать его ни в коем случае нельзя — это не легковушка! Так можно остановить работу усилителя, который заблокирует рулевое управление грузовика. Чем это грозит, остаётся только гадать.

Если возникнут сложности с тормозами, на Камазе имеется возможность подключения вспомогательной системы. Но в этом случае нельзя использовать муфту и переключать скорости.

Сильная пробуксовка колес

Пробуксовка колёс возможна на различных дорожных покрытиях, но часто такое происходит на льду. Поэтому зимой рекомендуется использовать цепи, увеличивающие коэффициент сцепления с дорогой. Если Камаз забуксовал, опытные водители рекомендуют убрать ногу со сцепления и задействовать дифференциал. На щитке имеется специальный регулятор, позволяющий это сделать. На панели включится индикатор.

В песке и грязи пробуксовка — верный способ застрять надолго. Если воспользоваться лопатой и домкратом, ситуацию можно исправить. Надо просто очистить песок под мостом автомобиля, и как можно сильнее увеличить вращение колёс. Безусловно, шины не должны быть низкопрофильными. Только внедорожные глубокопрофильные или та же цепь, аккуратно надетая на колёса.

Переключение при заносе

При заносе надо держать ногу на муфте, а руль поворачивать в сторону заноса. Этот приём позволит выровнять машину. Также рекомендуется включать дифференциал, а после преодоления заноса его разблокировать.

Возможные неисправности КПП Камаза и способы их устранения

Износ механизмов — самая распространённая неисправность в КПП автомобиля Камаз. Как правило, чаще страдают подшипники и шестерни, так как постоянно находятся под нагрузкой, в движении и трутся. Ремонт в данном случае подразумевает замену этих деталей.

На примере коробки 152 рассмотрим, как ведёт себя проблемная коробка:

  • увеличиваются шум и стуки;
  • самопроизвольно вылетают передачи;
  • механизм сложно включается;
  • скорость блокируется в одном положении.

Ремонт всегда подразумевает демонтаж и разборку агрегата с последующим выявлением дефектов. Проблемные и изношенные элементы меняются, параметры регулируются. Масло обязательно обновляется. Затем, после сборки и установки КПП на место, проводится проверочный тест-драйв.

Появился шум

Как правило, при выжиме муфты гул пропадает. Обычно такое происходит при изношенном подшипнике основного вала. Шумит коробка практически на всех передачах, реже — на пятой. Со временем шум усиливается.

Причиной воя может стать не только КПП, но и сцепление. Поэтому после снятия коробки, перед её разборкой, желательно проверить устройство. Надо завести двигатель. Если слышно металлическое бряцанье, это либо пружины диска корзины износились, либо другая неисправность сцепления.

Не включается задняя и первая

Тяжелое включение задней и первой передачи может свидетельствовать о ведении сцепления. Другими словами, изнашивается диск, ухудшается регулировка и функционирование привода. Что касается проблем в самой коробке, то возможен износ синхронизаторов — для передней передачи. Ещё одна причина — отсутствие масла в коробке.

Если трудно переключить передачу, когда машина стоит на месте, а двигатель заглушен, неисправность однозначно в механизме выбора передач КПП. В нём либо поломка, либо нарушена регулировка.

Выключаются (вылетают) передачи

Данная неисправность связана с механизмом переключения скоростей. Возможно, что изношены вкладыши вилок, ослаблены их фиксаторы. Нередко такое происходит при затяжной езде в горку. Машина, как правило, должна быть гружённой, и приходится включать пониженные передачи — первую или вторую. Причина, скорее всего, в изношенных синхронизаторах. Возможно, что венцы поистёрлись на зубцах, поэтому скорости и выбивает.

Своевременно меняйте трансмиссионное масло, периодически следите за работой сцепления, меньше нагружайте автомобиль! Тогда Камаз не будет бояться никаких дорог.

Снятие, установка коробки передач КамАЗ

Снятие коробки передач КамАЗ:

  • слейте масло из картера коробки передач. Наклоните кабину, снимите щиты пола платформы для обеспечения доступа к коробке передач; отсоедините аккумуляторные батареи от электрической цепи, отсоедините вывод, соединяющий выключатель массы с рамой автомобиля (вывод находится на аккумуляторном ящике); отсоедините и выньте провод, соединяющий реле стартера с выводом «+» аккумуляторной батареи.

Снимите шланг, соединяющий впускной трубопровод двигателя с соединительной трубой воздухоочистителя, отвернув гайки и вынув болты стяжных хомутов; разъедините штекерные соединения тахометра, спидометра, розетки прицепа, датчика включения сигнала торможения, фары заднего хода, датчиков указателей падения давления в ресиверах; отсоедините кронштейны крепления глушителя к картеру делителя;

  • снимите пневмоусилитель гидропривода сцепления;
  • отсоедините фланец-вилку карданного вала среднего моста от фланца ведомого вала коробки передач, отвернув гайки болтов крепления, снимите пружинные шайбы и выньте болты; ослабьте стяжные ленты и снимите соединительный шланг трубы эжектора; отсоедините воздухопроводы: от крана управления тормозными механизмами прицепа с двухпроводным приводом; отверните гайки болтов кронштейна крепления ящика аккумуляторных батарей к раме и выньте болты (для автомобиля КамАЗ-5410);
  • ослабьте болты крепления передних опор силового агрегата; отверните гайки болтов крепления задних опор двигателя и выньте болты;
  • выверните болты крепления балки поддерживающей опоры к раме;
  • выверните болты крепления поддерживающей опоры коробки передач к поперечной балке;
  • вывесите силовой агрегат за рым-болты коробки передач; подложите деревянные бруски под переднюю и заднюю половины второй поперечины рамы и опустите силовой агрегат (толщина брусков должна быть такой, чтобы при опускании силового агрегата кронштейны задних опор были выше подушек задних опор на 50 мм);
  • выверните стяжной болт рычага 16 (см. рис. 128) передней тяги привода управления коробкой передач;
  • разъедините переднюю тягу с рычагом, снимите резиновый чехол, выньте шарик и пружину из шаровой головки наконечника рычага;
  • отсоедините три болта крепления воздухопроводов управления делителем от колодки со стороны двигателя, выверните болты крепления стартера;
  • установите цепные захваты подъемного приспособления за рым-болты на коробке передач, выверните болты крепления сцепления или картера делителя к картеру маховика двигателя; отведите коробку передач назад до выхода ведущего вала из кожуха сцепления, снимите ее и установите на тележку.

Установка КПП КамАЗ

Для установки коробки передач КамАЗ : перед стыковкой коробки передач с двигателем в полость переднего подшипника ведущего вала, расположенного в расточке коленчатого вала, заложите 15 г смазки 158; поднимите коробку передач и установите ее на место, предварительно поставив муфту выключения сцепления, шланг для подвода смазки к нажимному подшипнику и оттяжные пружины.

Вверните болты крепления картера делителя или картера сцепления (модель 14) к картеру маховика двигателя. Вверните болты крепления стартера; подсоедините трубопроводы управления делителем к соединительной колодке. Соедините переднюю тягу с рычагом, предварительно вставив шарик и пружину в шаровую головку рычага; вверните стяжной болт рычага передней тяги привода управления механизмом передач. Отрегулируйте дистанционный привод управления механизмом переключения передач.

Вывесите силовой агрегат за рым-болты коробки передач.

Вверните болты крепления поддерживающей опоры коробки передач к поперечной балке, выньте деревянные бруски из-под второй поперечины рамы и опустите силовой агрегат на опоры; вверните болты крепления балки поддерживающей опоры к раме; вставьте болты в отверстия задних опор силового агрегата, заверните самоконтрящиеся гайки.

Затяните болты крепления передних опор силового агрегата.

Вставьте болты в отверстия кронштейна крепления ящика аккумуляторных батарей к раме, заверните гайки (для автомобиля КамАЗ-5410).

Подсоедините воздухопроводы к крану управления тормозными механизмами прицепа с двухпроводным приводом; наденьте соединительный шланг трубы эжектора и закрепите его стяжными лентами.

Совместите отверстия фланца-вилки карданного вала среднего моста с отверстиями фланца ведомого вала коробки передач; вставьте в отверстия болты, наденьте пружинные шайбы, заверните гайки. Установите пневмоусилитель гидропривода сцепления.

Присоедините кронштейн крепления глушителя к картеру коробки передач, ввернув болты.

Соедините штекерные разъемы тахометра, спидометра, розетки полуприцепа, датчика включения сигнала торможения, фары заднего хода, датчиков указателей падения давления в ресиверах: наденьте шланг, соединяющий впускной трубопровод двигателя с соединительной трубой воздухоочистителя; наденьте стяжные хомуты и закрепите шланг, вставив в отверстия хомутов болты и затянув их гайками; подсоедините провод, соединяющий реле стартера с выводом «+» аккумуляторной батареи; подсоедините вывод включения массы с рамой автомобиля (вывод находится на аккумуляторном ящике); соедините аккумуляторные батареи с электрической цепью автомобиля. Поставьте щиты пола.

Залейте масло в картер коробки передач. Опустите кабину.

Проверьте и при необходимости отрегулируйте свободный ход педали сцепления.

Схема и способы смены передач КПП автомобиля КамАЗ

Тонкость вождения КамАЗом состоит в том, что на нем агрегатированна КПП, а чтобы ей виртуозно управлять требуется подтянуть знания и навыки. Координирование коробкой передач модели ZF для КамАЗа 4308 выполняется на пониженной ступени. Подобное дает возможность двигаться груженому транспорту на разрешенной скорости.

Строение трансмиссии грузовика

Грузовые машины КамАЗ агрегатируются МКП, которые состоят из 5-ти ступеней. Координирование происходит за счет совместного воздействия на рычаг трансмиссии и сцепление. Поскольку машина изначально предназначается для транспортировки массивных грузов, то смена скоростей производится в несколько шагов.

Существует 2 режима функционирования МКПП:

Роль переключателя между режимами выполняет особый рычаг, который располагается на ручке коробки КамАЗа 154 типа и других. Если автомобиль не загружен, то рычаг опущен вниз, а на груженом – поднимается.

Как запустить мотор и тронуться с места на большегрузном авто

Передвижение на пустом автомобиле трудностей не вызывает, а вот езда на загруженном КамАЗе требует внимания.

Совет! Прежде чем говорить о запуске мотора большегрузного авто, следует понять схему КПП, которая имеет свои отличия от легковых машин.

Единственная схожесть агрегатов двух типов авто является обязательное выжимание сцепления при запуске ДВС. Дальнейшая смена скоростей на грузовом авто выполняется в несколько шагов.

Разберем, как активируются ступени на примере старта мотора на ровной трассе с твердым покрытием:

  • первая «В»;
  • вторая «В»;
  • третья «В»;
  • активация вторичной «Н», переход на четвертую скорость;
  • продолжая двигаться на четвертой ступени, вернуться на первичную «В»;
  • переход на «Н» и включение пятой;
  • последнее – переход на облегченную «В», при этом нужно оставаться на пятой ступени.

Как видно из разбора, основное правило передвижения с коробкой КамАЗа 4310 основывается на спокойном старте с пониженных передач и равномерной смене ступеней.

Старт груженого транспорта выполняется с последовательной сменой всех передач, однако первые 4 скорости следует включать в утяжеленном вторичном режиме «Н». Дальше 4-ая переводится в положение «В», после пятая «Н», затем снова «В».

Принцип управления КПП на КамАЗе

Схема трансмиссии грузовика с делителем выглядит достаточно просто, однако есть некоторые особенности, которые зависят от типа самой КПП.

Трансмиссия 152 агрегатируется на грузовик с дизельным ДВС. Для разгона такого транспорта требуется придерживаться схемы, о которой говорилось ранее: 1В – 2В – 3В – 4Н – 4В – 5Н – 5В.

Необходимо подчеркнуть, что это тип использует дополнительный одноступенчатый редуктор – делитель КамАЗа.

Особенностями моделей 161 и ZF-9S109 заключается в автоматической смене повышенного и пониженного режимов. Иными словами, при переключении с 4-ой на 5-ую скорость автономно задействуется высший режим. При выполнении обратного действия включается пониженный.

Справка! Водитель КамАЗа узнает о смене режимов благодаря световому индикатору с лампочкой.

Эта 8-ми ступенчатая коробка передач на КамАЗе обладает еще одной ступеней «С». Она предназначается для передвижения в трудных ситуациях и маневрирования.

Правила управления КПП КамАЗа на разных отрезках

Выше указана информация о смене ступеней на ровных и твердых участках дороги. Однако довольно часто встречаются трудные отрезки, например, подъемы, спуски, оледенение и заносы. Рассмотрим каждую ситуацию в отдельности.

На подъемах

Если водителю КамАЗа требуется подняться на крутой склон, то изначально необходимо активировать передачу «Н». Дальнейшее передвижение основывается на таких моментах:

  • при переходе с первой на вторую требуется использовать способ двойного нажатия на сцепление;
  • для исправного и бесперебойного функционирования коленвала при смене скоростей требуется периодически нажимать на педаль подачи горючего;
  • количество оборотов коленвала всегда должно быть не менее 2 тысяч об./мин.

Справка! Если количество оборотов падает ниже значения в 2 000, то возникает перегрев и остановка ДВС.

На спусках

Главное правило при спуске со склона заключается в запрете на выключение мотора. Если подобное не выполнить, то руль транспорта моет заблокироваться. Система торможения авто облает двойным усилением – за исключением торможения мотором есть дополнительная система остановки ДВС.

При езде с крутого склона с работающим вспомогательным торможением ненужно деактивировать сцепление и менять скорости.

На участках с наледью

Передвижение на этом отрезке трассы выполняется с наибольшим запасом хода и скорости. Остановку требуется выполнять совместно со вспомогательной системой.

Справка! При совершении экстренной остановки сначала останавливаются колеса прицепа. Подобное требуется с целью избегания заноса автомобиля.

В некоторых случаях разрешается выполнять остановку двигателем. Это изнашивает силовой агрегат, но значительно сокращает тормозной путь.

Следует предотвратить буксование колес, для этого требуется своевременно задействовать пониженную передачу. Это позволит уменьшить интенсивность кручения коленвала относительно коробки передач на КамАЗе ZF.

Координирование при заносе машины

Главное требование состоит в том, чтобы водитель КамАЗа не выключал сцепление. Переключение ступеней на МКПП типа DT производится так, что позволяет ехать с наибольшим запасом хода. Это позволяет восстановить направление движения по самому разнообразному дорожному покрытию.

Важная информация! При заносе, руль требуется вращать в ту же сторону, куда тянет грузовик.

Если КамАЗ сбился с курса и вошел в занос, то требуется прекратить движение. Сначала отключается мост дифференциала. Трогаться с места требуется с повышенной передачи. Когда авто вернется на трассу, мост вновь активируется.

Заключение

Необходимо постоянно наблюдать за поведением тахометра. Принцип того, как активируются ступени на грузовике на наиболее популярных видах трансмиссий, дает возможность минимального потребления горючего. Точное увеличение или снижение передачи при контроле функционирования коленвала приводит к повышению скорости движения авто, а также способствует уменьшению риска перегрева ДВС.

КПП на КамАЗе, метод переключения и тонкости контроля не имеют существенных отличий от таковых на легковой машине. Рекомендуется лишь помнить основные нюансы функционирования коробки, чтобы понимать, как включаются скорости на грузовике.

Ссылка на основную публикацию