Аккумуляторы стандарта 6СТ — запуск двигателя без проблем
Стандарт АКБ 6СТ-190 предназначен для использования на большегрузных автомобилях, трактора, автобусах и другой подобной технике. Другие стандарты используются для легковых машин и иных транспортных средств. Все об обозначении АКБ 6СТ, что оно означает и многое другие вы узнаете в статье.
Особенности АКБ
Маркировка АКБ несет в себе информацию о конструкции и свойствах данных устройств. Так, цифра 6 несет в себе информацию о том, сколько последовательно подключено аккумуляторов. А СТ – это означает «стартерная батарея», характеристика устройства по функционалу.
Цифры, идущие после 6СТ – это номинальная емкость в Ампер-часах. Для крупнотоннажных автомобилей это значение должно быть достаточно большим, для них не хватит 60 или 100.
А для легковых автомобилей выпускаются аккумуляторы на 55 Ампер/часов, 60, 100, 132 и более. Выбирать новое устройство необходимо исходя из рекомендованных производителем автомобилей показателей батарей.
Это стандартное обозначение согласно российскому ГОСТу. В мире более широко используется немецкий вариант, DIN, в виде пятизначного кода.
Наиболее распространенные стандарты
Хотя различных стандартов АКБ по ГОСТу 959-91 достаточно много, есть несколько наиболее распространенных. Именно на их выпуске сосредоточены большинство производителей.
- АКБ 6СТ-190. Используется для практически всей большегрузной техники. В перечень входят не только крупные автобусы, но также «Камазы» и другие подобные автомобили. Пусковой ток от 1000 до 1300 А.
- АКБ 6СТ-60. Используется для запуска бензиновых автомобилей, предназначен для моторов небольшого объема. Плюсом является небольшой размер и вес и при этом высокие характеристики, может иметь прямую и обратную полярность. Саморазряд достаточно низкий, срок службы долгий. АКБ СТ-60 – отличный выбор для небольших современных городских машин, может использоваться на отечественных автомобилях и иномарках.
- АКБ 6СТ-100. Модели такого типа могут использоваться на большинстве современных легковых машин. Плюсом является их универсальность. АКБ-100 – отличный выбор для машин Ауди, БМВ и других европейских, японских и американских марок.
- АКБ 6СТ-132. Предназначена для использования на автотракторной технике. Имеет особенно прочный корпус, способный выдержать значительное механическое воздействие. Может работать при низких температурах, а срок службы 6СТ-132 близок к обычному межремонтному периоду у машин такого класса.
В видео ниже — обзор популярных моделей 6СТ-66 от компании ISTA (автор ролика — Компания Электромотор).
Достоинства и недостатки
Использование устройств с таким обозначением имеет свои плюсы:
- ГОСТ 959-91, которым и предусмотрена маркировка батарей 6СТ-60, был создан достаточно давно. Тем не менее, он является достаточно полным и охватывает практически все типы подобных устройств.
- Большинство современных крупных производителей для реализации батарей на территории России используют такую маркировку. Но вы можете столкнуться с тем, что заказанные из-за границы имеют другую, уже упомянутую выше DIN.
- Что касается класса 6СТ, то относящиеся к нему аккумуляторы достаточно мощные и надежные, чтобы доверить им свой автомобиль. Что шестидесятый аккумулятор, что 100 отлично справляются даже в сложных условиях.
Цена вопроса
Видео «Аккумулятор Akom 6СТ-75»
Данное видео посвящено одной из популярных моделей батарей стандарта 6СТ-75 (автор ролика — Компания Электромотор).
Аккумуляторы Исток
Аккумуляторы «Исток» пользуются популярностью за счет качественных характеристик, надёжности и применения современных технологий. Однако, необходимо сделать парильный выбор модели, а также обеспечить должный уход, который продлит срок эксплуатации.
Производитель аккумуляторов Исток
Компания Исток появилась за счет объединения двух предприятий — Международной Научно-Промышленной корпорации “ВЕСТА” и завода аккумуляторов в Курске. Подробнее о компании можно узнать на их официальном сайте http://www.akbkursk.ru/. Главная задача, поставленная перед производителем — выпуск приборов повышенной мощности с увеличенным сроком эксплуатации.
Производство первого совместного аккумулятора было представлено в 2002 году. По утверждениям отдела маркетинга в одном изделии потребитель получить сочетание инновационных технологий, последних разработок и применение знаний настоящих профессионалов.
Где используются аккумуляторы Исток
Продукция компании активно используется владельцами легковых и грузовых автомобилей. Для мотоциклов отечественного и иностранного производства компания разработала отдельную серию АКБ — Исток Электро.
Владельцы оценят устойчивость к вибрациям, прочный корпус и низкий саморазряд. В любых условиях агрегат обеспечит функциональность техники, что и необходимо каждому потребителю. Модельный ряд обслуживает все классы легковых автомобилей, начиная от малолитражек и заканчивая джипами. Для микроавтобусов, грузовиков и спецтехнике есть отдельная линейка батарей.
Применяемые технологии и их особенности
- Малосурьмянистые сплавы, легированные оловом и селеном, позволяют обеспечить защиту решетки от проявления коррозии, тем самым продлить срок годности изделия.
- Используемые свинцово-кальциевые сплавы снижают саморазряд и расход воды АКБ. Снижается потребность в обслуживании такого изделия, увеличивается запас эксплуатационных свойств.
- Прочность активной массы достигается за счет применения ортофосфорной кислоты, которая снижает показатели осыпания материала на 50 процентов. Аккумулятор устойчив к нагрузкам, хорошо принимает заряд.
- Применение инновационного расширителя увеличивает срок эксплуатации отрицательного электрода.
- Прочность изделий ISTOK гарантирована за счет использования качественного сополимера полипропилена.
- Взрывобезопасность и устойчивость к окружающей среде гарантирована.
Технические характеристики модельного ряда
На рынке представлен широкий модельный ряд, позволяющий подобрать АКБ для легковых и грузовых автомобилей. В зависимости от этого отличаются технические характеристики каждого изделия.
Легковые батареи Исток
Батарея на легковой автомобиль подбирается с учетом объема двигателя, посадочного места и объема электрооборудования. В зависимости от этого подбирается емкость и ток холодной прокрутки. Модельный ряд предполагает широкий диапазон от 45 до 110 Ач, в зависимости от этого показателя варьируется и стоимость продукции. Эта категория пользуется большим спросом.
Название | Емкость, Ач | Пусковой ток, А | Размеры, мм | Вес, кг |
---|---|---|---|---|
6СТ-45N /R | 45 | 450 | 212x175x190 | 12.5 |
6СТ-50N /R | 50 | 490 | 212x175x190 | 13 |
6СТ-55N /R | 55 | 500 | 242x175x190 | 15.8 |
6СТ-60N /R | 60 | 580 | 242x175x190 | 16.5 |
6СТ-62N /R | 62 | 600 | 242x175x190 | 17 |
6СТ-66N /R | 66 | 620 | 277x175x190 | 17.8 |
6СТ-75N /R | 75 | 680 | 277x175x175 | 16.6 |
6СТ-77N /R | 77 | 700 | 277x175x175 | 19.3 |
6СТ-85N /R | 85 | 800 | 312x175x175 | 19.6 |
6СТ-90N /R | 90 | 780 | 353x175x190 | 26 |
6СТ-100N /R | 100 | 850 | 353x175x190 | 25.5 |
6СТ-110N /R | 110 | 950 | 353x175x190 | 27 |
Грузовые АКБ Исток
Выбор грузовых аккумулятор достаточно широкий, что позволяет покрыть большую часть грузового транспорта. Емкость варьируется от 132 до 225 ah при пусковых токах от 880 до 1600 Ампер. Решившись на покупку такого АКБ, потребитель непременно сделает правильный выбор, ведь в продаже имеются модели с прямой и обратной полярностью.
Название | Емкость, Ач | Пусковой ток, А | Размеры, мм | Вес, кг |
---|---|---|---|---|
6СТ-132N /R | 132 | 880 | 513x189x213 | 38.4 |
6СТ-135N /R | 135 | 900 | 513x189x213 | 40.3 |
6СТ-140N /R | 140 | 930 | 513x189x213 | 41.5 |
6СТ-190N /R | 190 | 1300 | 530x233x233 | 52 |
6СТ-200N /R | 200 | 1450 | 530x233x233 | 53 |
6СТ-210N /R | 210 | 1500 | 530x223x223 | 53.5 |
6СТ-225N /R | 225 | 1600 | 518x274x240 | 65 |
Обслуживание и зарядка
Простые правила ухода за АКБ позволят продлить срок службы:
- Нужно всегда следить за уровнем электролита и в случае его нехватки доливать дистиллированную воду.
- Батарея должна быть сухой и чистой, так как из-за влаги и грязи может происходить замыкание между клеммами.
- Клеммы должны быть чистыми, рекомендуется смазывать их специальными средствами.
- Иногда проверяйте крепление АКБ, она не должна болтаться.
- Следите, что бы батарея была заряжена и в случае необходимости подряжайте ее.
- Один раз в три месяца проводите проверку напряжения в момент запуска мотора.
Напряжение нормально заряженной батареи находится в диапазоне от 12,6 до 12,7 вольт, если оно опускается до 11,6, то она считается разряженное и ее необходимо зарядить.
- Снять аккумулятор с автомобиля;
- Принести ее в хорошо проветриваемое помещение с плюсовой температурой;
- Дать ее отогреться до температуры помещения;
- Протереть от влаги и грязи;
- Открыть крышки в каждой банке и при необходимости долить воду;
- Подключить ЗУ;
- Ток выставляем 14,4 В;
- Напряжение 10% от емкость батареи, то есть если емкость 72 Ач, то напряжение должно быть до 7,2 А (округляем в меньшую сторону до 7 Ампер);
- Время заряда занимает порядка 10 часов;
- После зарядки отключите ЗУ и проверьте еще раз уровень электролита, после чего закрутите крышки.
Не закрывайте банки перед зарядкой, что бы при кипении электролита пар свободно выходил, он кстати ядовитый, поэтому помещение должно хорошо проветриваться.
Как узнать дату выпуска и расшифровать код
Маркировка необходима, чтобы подобрать изделие правильной ёмкости, напряжения, учесть показатели тока холодной прокрутки и т.д.
- 6 – число, указывающее на количество последовательно соединенных АКБ.
- СТ – прибор стартерного типа.
- Получается, что 6CT – это стартерная батарея из 6 банок и в автотранспорте используются только такие.
- Емкость батареи – от 45-225 Ач.
В продаже имеются варианты с разным показателем расхода воды:
- N – c нормальным, классическим расходом.
- L – с малым расходом.
- VL – с очень малым расходом.
При прямой полярности в маркировке ничего не указывается, обратная обозначается буквой R. Чтобы определить год изготовления батареи емкостью 45-110 Ач, необходимо обратить внимание на 10-значное число в правом верхнем углу крышки. Месяц изготовления – первые две цифры, год производства – следующие две цифры, а вот остальные — идентификационный номер агрегата. Дата выпуска АКБ емкостью 132-225 Ач указывается во фронтальной части корпуса на торце.
Пример: Маркировка 0617 987654 – аккумулятор изготовлен в июне 2017 года, 987654 – идентификационный номер.
У Вас был или есть Аккумулятор Исток? Тогда расскажите в комментариях о своих впечатлениях о нем, это очень поможет остальным автолюбителям и сделает материал более полным и точным.
Отзывы
- Заказывал бактерию в сети-запчастей АТЛ еще пять лет тому назад. До сих пор работает исправно. Согласно документации, требовалась модель 6СТ-55, но посидев на форумах, изучил отзывы и приобрел «шестидесятую». Зимой АКБ не снимал, только отсоединял клеммы. В таком жестком режиме машина все равно заводилась, со временем показатель емкости упал, аккумулятор был продан вместе с машиной.
- Заряжать прибор можно без проблем и не переживать о падании напряжения. Работает хорошо даже в морозы — прочный и морозостойкий пластик корпуса. Кроме ряда ощутимых преимуществ столкнулся с проявлением коррозии на планке крепления, поэтому пришлось шлифовать клеммы бумагой. В остальном в работе батарея устраивает и оправдывает вложения.
- Пусковой ток этого прибора ниже существующих иностранных аналогов. Такие батареи менее устойчивы к работе при низких температурах, но стоят они значительно дешевле иностранного аналога. В целом качество изделия оправдано вложенными средствами. Несмотря на это агрегат работает долго и хорошо выдерживает подзарядку.
Чтобы убедиться во всех преимуществах столь современных приборов, стоит один раз купить подходящую модель «Исток». Потребители отмечают, что продукция отечественного производителя оправдывает все вложения.
Характеристика АКБ 190 90 и 100 Ач может ли варьироваться емкость используемой батареи
Зависимость объема и силы тока
Сейчас не такая большая проблема купить эту жидкость, нужно просто сесть и поехать в специализированный магазин, где продаются аккумуляторы, в обычных запчастях навряд-ли будет.
В основном продается только в двух тарах, это – 1 литр (бутылка) и 5 литров (канистра). Если вы ремонтировали, скажем — устраняли замыкание, вам нужно залить только в одну банку, тогда вам будет достаточно 1 литра, что говориться «за глаза». Стоимость колеблется от 50 рублей за литровую бутылку и до 200 — за пять литров.
А вот если же вам по каким-либо причинам нужно сменить весь объем, то тут все зависит от размеров вашего аккумулятора и его мощности.
Понятно, что объем у 45Ам/ч, будет намного меньше, чем у 190 Ам/ч варианта. Если копнуть физику, для мощной батареи нужно больше свинца (который разместиться в более громоздком корпусе), вот почему размеры 190 варианта будут практически в 4 – 5 раз больше, чем скажем у той же 45 – ки. А где больше этого металла, там нужно больше и электролита, чтобы эффективно накапливать напряжение.
Однако если подумать над вопросом — сколько нужно купить, чтобы угадать для всех вариантов (взять как бы с запасом), ответ напрашивается один. Ведь максимальная канистра, что продается всего в пять литров, соответственно подойдет практически для всех моделей. Чтобы не быть голословным я хочу разобрать самые ходовые «Амперажи».
Сразу оговорюсь, бывают небольшие различия в зависимости от производителей, однако они колеблются в незначительные граммы.
О производителе Аком
Компания «Аком» была создана в 2001 году. Основой для нее послужил уже существовавший до этого завод «Энерготехмаш» в г. Жигулевск. В создании предприятия приняла участие зарубежная компания Tudor, популярная во многих странах мира.
Несколькими годами позже «Аком» вступил в сотрудничество с «Varta Autobatterie GmbH (Johnson Controls Inc.)». На сегодняшний день предприятие занимается производством множества разновидностей современных аккумуляторов форматов L2, L3 и L5, разной емкостью и полярностью по кальциевой технологии.
Где используются аккумуляторы Аком
К этой торговой марке относятся разнообразные батареи для легковых и грузовых транспортных средств как европейских, так и азиатских стандартов. Такие аккумуляторы станут оптимальным решением для автомобилей со средним и большим количеством электронного оборудования.
Ассортиментный ряд в первую очередь ориентирован на отечественный автопром, а также на страны СНГ, включая самые современные тенденции. Аккумуляторные батареи Аком поставляются на крупные заводы АвтоВАЗ, GM-АвтоВАЗ, ИжАвто, Азиа-Авто, Супер-Авто, Лада-Тул, Рос-Лада, комплектуя автомобили этих и других производителей.
Особенности АКБ
Маркировка АКБ несет в себе информацию о конструкции и свойствах данных устройств. Так, цифра 6 несет в себе информацию о том, сколько последовательно подключено аккумуляторов. А СТ – это означает «стартерная батарея», характеристика устройства по функционалу.
Цифры, идущие после 6СТ – это номинальная емкость в Ампер-часах. Для крупнотоннажных автомобилей это значение должно быть достаточно большим, для них не хватит 60 или 100.
А для легковых автомобилей выпускаются аккумуляторы на 55 Ампер/часов, 60, 100, 132 и более. Выбирать новое устройство необходимо исходя из рекомендованных производителем автомобилей показателей батарей.
Это стандартное обозначение согласно российскому ГОСТу. В мире более широко используется немецкий вариант, DIN, в виде пятизначного кода.
При производстве АКБ Аком используется современная кальциевая технология, обозначается так: Ca-Ca, или Кальций-Кальций. Суть ее в том, что к свинцу при изготовлении электродов добавляется кальций, а не сурьма. Последняя вообще не применяется при производстве Аком. Это делает продукцию безопасней для человека и окружающей среды, а батареи более надежными. Эта технология повышает прочность и долговечность изделия, снижает расход жидкости, повышает устойчивость к глубокому разряду.
Expanded Metal Technology Ca/Ca
Также при изготовлении решеток взамен литья используется технология проката. Это дает защиту пластинам от износа, окисления и коррозии, повышает токовые характеристики.
Пусковая мощность батарей Аком выше, чем у классических батарей, а также у них легче осуществляется запуск при минусовых температурах. Оборудование стойко к саморазряду и перезаряду.
Все модели аккумуляторных батарей Аком – необслуживаемые. Рабочий уровень электролита остается неизменным при правильном использовании на протяжении трех лет. Он не выкипает (если не превышать напряжение в 16 В), необходимости снимать крышку и доливать воду – нет.
Технические характеристики модельного ряда
В модельном ряде Аком представлены АКБ разной емкости, пускового тока, с отличающейся полярностью. Подобрать можно модель как для авто европейских стандартов, так и азиатских, как легковых, так и грузовых. С полным ассортиментом и характеристиками каждой линейки можно ознакомиться на официальном сайте.
В этой стартовой серии имеются модели для легковых европейский и азиатских автомобилей (Asia), а так же для грузовой техники. В легковую группу входят батареи емкостью от 55 до 100 Ач, ток холодной прокрутки от 460 до 870 А. У грузовых емкость 140 — 190 Ач, с пусковыми токами 950 и 1200 А. Для азиатских авто предназначены аккумуляторы емкостью от 40 до 100 Ач, с током холодной прокрутки от 330 до 790 А.
Аком | Емкость | Пусковой ток | Габариты | Вес |
---|---|---|---|---|
Европейские автомобили | 55 | 460 | 242х175х190 | 14,8 |
55 | 520 | 242х175х175 | 15,5 | |
60 | 520 | 242х175х190 | 15,5 | |
60 | 590 | 242х175х175 | 15,8 | |
62 | 540 | 242х175х190 | 16 | |
65 | 580 | 242х175х190 | 16,5 | |
74 | 700 | 277x175x175 | 18,5 | |
75 | 700 | 277x175x195 | 18,5 | |
90 | 780 | 353x175x190 | 23,5 | |
90 | 870 | 353x175x175 | 23 | |
100 | 850 | 353x175x190 | 24,5 | |
Азиатские автомобили | 40 | 330 | 187х127х225 | 9,8 |
50 | 420 | 238x129x225 | 12,7 | |
65 | 520 | 232x173x225 | 16,1 | |
75 | 600 | 260x173x225 | 18,3 | |
100 | 700 | 305х173х225 | 21,9 | |
Грузовые автомобили | 140 | 950 | 513x189x215 | 40 |
190 | 1200 | 513x189x215 | 50 |
Аком EFB
Батареи этой серии – новинка от производителя Аком. Они создаются по усовершенствованной технологии EFB и соответствуют всем мировым стандартам качества. Улучшенный сепаратор и новая конструкция пластин увеличивает ресурс конструкции почти в два раза. Также увеличен пусковой ток.
Батареи работают в любых погодных условиях. Прекрасно выдерживают диапазон от -40 до 50 градусов Цельсия. Имеют двойной ресурс. Выдерживают по сравнению с обычными АКБ в два раза больше полных циклов заряда-разряда и не боятся глубокого разряда, стойки к коррозии.
Подходят для современных транспортных средств премиум класса, оборудованных системой старт-стоп и с большим объемом электроники.
Представленные в этой линейке батареи имеют емкости от 55 до 100 Ач и ток холодной прокрутки от 530 до 930 А.
Akom EFB
Аком EFB | Емкость | Пусковой ток | Габариты | Вес |
---|---|---|---|---|
Автомобили с системой Start-Stop | 55 | 530 | 242x175x190 | 16,2 |
60 | 560 | 242x175x190 | 16,6 | |
62 | 580 | 242x175x190 | 16,6 | |
65 | 650 | 242x175x190 | 18,1 | |
75 | 720 | 275x175x190 | 19,8 | |
90 | 820 | 353x175x190 | 24,3 | |
100 | 930 | 353x175x190 | 25 |
Аком Reactor
Аккумуляторы Реактор мощны и имеют более высокие пусковые токи. Предназначены для автомобилей, буквально «утыканных» разнообразными энергопотребителями. По заверениям производителя, не имеют аналогов в России.
Емкости варьируются от 55 до 100 Ач, а ток холодной прокрутки от 550 до 1000 А.
Аком Reactor
Аком Reactor | Емкость | Пусковой ток | Габариты | Вес |
---|---|---|---|---|
Легковые автомобили | 55 | 550 | 242x175x190 | 15 |
62 | 620 | 242x175x190 | 16,8 | |
75 | 750 | 278x175x190 | 20 | |
100 | 1000 | 353x175x190 | 26 |
Аком Ultimatum
Аккумуляторы Ультиматум ориентированы на транспортные средства с системой старт-стоп и большим количеством потребителей энергии. Так же Аком Ultimatum использует на катерах, яхтах и в домах на колесах. Из явных преимуществ — стойкость к глубоким разрядам.
Емкость представленных в линейке моделей колеблется от 60 до 95 Ah. Пусковой ток – от 550 до 850 А.
Аком Ultimatum
Аком Ultimatum | Емкость | Пусковой ток | Габариты | Вес |
---|---|---|---|---|
EFB батарея для автомобилей с системой start-stop, а та же для катеров, яхт и домов на колесах | 60 | 550 | 242x175x190 | 16,8 |
70 | 640 | 278x175x190 | 19,3 | |
95 | 850 | 353x175x190 | 25 |
Аком Bravo
Аккумуляторы Браво обладают оптимальным соотношением емкости и пускового тока. Ориентированы на отечественные и иностранные транспортные средства с обычным набором опций. Выпускаются с прямой и обратной полярности. Представлены модели для легковых и грузовых автомобилей.
Емкости для легковых – от 55 до 100 Ач, для грузовых – 140 и 190 Ач. Токи холодной прокрутки для первой группы от 430 до 760 А, для второй – 890 и 1100 А.
Аком Bravo
Аком Bravo | Емкость | Пусковой ток | Габариты | Вес |
---|---|---|---|---|
Легковые автомобили | 55 | 430 | 242х175х190 | 14,3 |
60 | 480 | 242х175х190 | 15 | |
74 | 650 | 278х175х190 | 18,2 | |
90 | 760 | 353х175х190 | 22 | |
Грузовые автомобили | 140 | 890 | 511x183x239 | 38 |
190 | 1100 | 524x239x223 | 46 |
Если испарился что делать?
Многие ошибочно полагают, что если уровень электролита снизился (по причине испарения), то нужно купить еще немного и добавить до уровня. Ребята это не совсем правильно.
Эта жидкость состоит из кислоты и воды, именно вода испаряется и поэтому уровень падает, но серная кислота остается она как бы увеличивается в концентрации. Для того чтобы вернуть нужный уровень, вам нужно добавить всего лишь дистиллированной воды, но ни в коем случае — не электролита! Если вы его добавите, то вы увеличите концентрацию кислоты, что может привести к выходу из строя вашей батареи.
Ухаживайте за ней правильно, и она прослужит вам очень долго. НА этом заканчиваю ваш АВТОБЛОГГЕР.
Обслуживание аккумуляторов Аком
Аккумуляторные батареи Аком считаются необслуживаемые, но это не совсем так. Благодаря кальциевой технологии и особой конструкции крышки электролит значительно медленнее испаряется и выкипает, но все же его уровень может снизиться.
Для удобства владельцев на верхней крышки аккумулятора расположили индикатор, который должен подсказывать в каком состоянии находится батарея и что нужно делать.
- Зеленый. Значит все в порядке.
- Черный. Батарея разряжена и ее надо зарядить.
- Белый. В аккумуляторе мало электролита и нужно долить воды.
Помимо этого владельцу остается только время от времени протирать батарею от грязи и влаги, зачищать клеммы от окислений и стараться более бережно относиться к устройству.
Аком Asia
Как заряжать аккумуляторы Аком
Зарядка аккумуляторов Аком производится по мере необходимости с помощью специального зарядного устройства. Батарею следует снять с автомобиля и занести в помещение, где будет производиться зарядка. Если батарея стояла на морозе, то надо дать ей несколько часов постоять, пока не согреется. Заряжать холодную или искусственно подогревать аккумулятор нельзя.
Далее нужно протереть батарею от влаги и грязи, что бы клеммы не коротили. Откручиваем крышки у всех банок. Нужно убедиться в том, что помещение хорошо проветривается, так как при зарядке будет выделяться взрывоопасный газ.
Подсоединить специальное зарядное устройство к АКБ, соблюдая полярность. Выставить на нем силу зарядного тока в размере одной десятой части от номинальной емкости батареи. То есть при емкости 60 Ач она будет 6 А, при 55 Ач – 5,5 А и т.д. При глубоком разряде стоит уменьшить этот показатель еще в два-три раза. Напряжение не должно превышать 16 В.
Подключить зарядное устройство к электросети. Периодически проверять силу тока, напряжение. Длительность зарядки в среднем составляет 12 часов, но многое зависит от силы напряжения и степени разряженности.
Как узнать дату выпуска и расшифровать код
Дата выпуска выбита на верхней части крышки. В этой маркировке – 6 цифр и одна буква. Расшифровывать ее можно таким образом: первые две цифры означают месяц, затем следует год выпуска, тоже из двух знаков, а третья означает день изготовления, буква – шифр смены.
Например, на корпусе аккумулятора нанесена маркировка 01 14 02 Т. Расшифровывается она так: дата выпуска 02 января 2014 г.
Отзывы
СергейОтличный российский аккумулятор. Приятно удивлен им. В эксплуатации он очень надежен. При этом каждую зиму жду, когда он сдохнет, но он продолжает работать!
МихаилНравится этот аккумулятор своим высоким пусковым током, надежностью, хорошей работоспособностью в морозы. Однако он не терпит разряда. Вообще никакого, не говоря уж о глубоком. Поэтому нужно тщательно следить.
НикитаУ меня бюджетная иномарка. Недавно встал вопрос о замене АКБ. Знакомый владелец такой же машинки подсказал мне Аком. Первое впечатление от него самое хорошее, зиму пережили без проблем. Посмотрим, что дальше будет.
Аккумуляторные батареи свинцовые стартерные для грузовых автомобилей типов 6СТ-75, 90, 132, 182, 190
Общие сведения
Батареи аккумуляторные свинцовые стартерные на номинальное напряжение 12 В предназначены для запуска двигателей грузовых автомобилей и питания их бортовой электросети.
Структура условного обозначения
ХСТ-ХХХ:
Х – количество последовательно соединенных аккумуляторов в
батарее;
СТ – стартерная;
Х – номинальная емкость батареи при 20-часовом режиме разряда,
А·ч (75, 90, 132, 182, 190);
ХХ – исполнение А с повышенными электрическими характеристиками
и общей крышкой, исполнение ЭМ – корпус и крышка
аккумулятора из эбонита, сепаратор – из мипласта, исполнение
ТМ – корпус и крышка аккумулятора из термопластмассы,
исполнение Н – с пластинами намазного типа.
Условия эксплуатации
Аккумуляторные батареи выполнены в климатическом исполнении У с категорией размещения 2 (ГОСТ 15150-69). Они работоспособны при относительной влажности окружающей среды, не превышающей 95+3% при 35°С, в рабочем интервале температур от минус 40 до 60°С (для батарей исполнения А – от минус 50 до 60°С). Рабочая температура электролита не должна превышать 50°С. Высота размещения батарей над уровнем моря – не более 3000 м.
Работоспособность батарей поддерживается в условиях длительных вибрационных нагрузок (ГОСТ 20.57.406-81), при ускорении 14,7 м/с 2 (1,5 g) и 19,6 м/с 2 (2 g) с частотой до 60 Гц. Допускаются кратковременные вибрационные нагрузки при ускорении 49 м/с 2 (5 g) с частотой до 30 Гц.
По технике безопасности батареи соответствуют ГОСТ 12.2.007.12-75, “ССБТ. Источники тока химические. Требования безопасности”. Батареи должны эксплуатироваться на машинах в соответствии с согласованной применяемостью, установленной ГОСТ 2.124-85.
Новые, не залитые электролитом, аккумуляторные батареи хранятся в закрытых помещениях при температуре от минус 50 до 50°С. При хранении батареи устанавливаются в один ярус выводами вверх, при этом должен быть обеспечен свободный доступ к ним и защита от попадания прямых солнечных лучей.
При постановке на хранение пробки на батареях должны быть плотно ввинчены, герметизирующие детали (пленка, выступы на пробках и др.) не должны удаляться.
По окончании хранения проверяется состояние мастики на батареях, и в случае обнаружения трещин удаляют их путем оплавления слабым пламенем газовой горелки или электрическим паяльником.
Трещины мастики на батареях, находящихся в эксплуатации, должны устраняться только в аккумуляторных цехах с соблюдением мер предосторожности против взрыва.
Нормативно-технический документ
ТУ 16-563.041-86;ТУ 16-563.042-86;ТУ 16-563.043-86;ТУ 16-563.045-86;
ТУ 16-729.384-83;ТУ 16-529.951-78;ТУ 16-729.297-81;ТУ 16-563.048-86;
ТУ 16-729.384-83;16-ЖШЦН563.412.012 ТУ;16-ЖШЦН563.412.008 ТУ;
ИЛАЕ 563.413.003 ТУ
Технические характеристики
Аккумуляторные батареи данных типов соответствуют техническим условиям, приведенным в табл. 1 совместно с техническими характеристиками батарей.
Тип батареи | Технические условия | Емкость при 20-часовом режиме разряда, А·ч | Ток разряда в стартерном режиме при температуре электролита 18±1 ° C, А | Габаритные размеры, мм | Масса батареи, кг | |||
длина L | ширина В | высота Н | без электролита | с электролитом | ||||
Изготовитель – АО “Подольский аккумуляторный завод” (Подольск Московской обл.) | ||||||||
75 75 90 132 190 190 190 | 225 225 270 396 570 570 570 | 358 358 417,5 514 525 587 585 | 177 177 183 207 240 238 238 | 238 238 240 244 243 238 238 | 23,8 22,0 28,3 41,0 43,0 58,0 57,6 | 31,0 28,4 35,7 51,0 58,0 72,5 72,1 | ||
Изготовитель – АООТ “Электротехнический завод” (Комсомольск-на-Амуре) | ||||||||
90 75 132 190 | 270 225 396 570 | 418 358 514 554 | 183 177 211 233 | 241 240 244 238 | 27,2 24,0 41,0 52,2 | 33,2 31,0 51,0 62,2 | ||
Изготовитель – АО “Востсибэлемент” (Свирск Иркутской обл.) | ||||||||
75 90 132 182 | 225 270 396 546 | 358 421 514 522 | 177 186 211 282 | 240 240 244 243 | 23,8 28,3 41,0 56,0 | 30,5 35,7 51,0 70,7 | ||
Изготовитель – АОЗТ “Курский завод “Аккумулятор” (Курск) | ||||||||
225 270 396 546 | 358 421 514 522 | 177 186 211 282 | 240 240 244 243 | 23,8 28,3 41,0 56,0 | 30,5 35,7 51,0 70,7 | |||
Изготовитель – ТОО “Тюменский аккумуляторный завод” (Тюмень) | ||||||||
75 90 132 182 190 | 225 270 396 546 570 | 357 421 514 522 587 | 177 186 211 282 238 | 237 240 244 243 238 | 22,8 27,3 39,1 54,2 58,0 | 30,0 34,7 50,0 68,9 72,5 |
Относительное различие в технических характеристиках однотипных аккумуляторных батарей вызвано различием используемых изготовителем технических условий.
Аккумуляторная батарея каждого типа сформирована в моноблочную конструкцию, состоящую из корпуса (бака), в котором размещены шесть аккумуляторов, и ячеистых крышек с герметизирующими пробками (см. рисунок). Батарея исполнения А имеет общую крышку из термопластмассы, герметично соединенную с корпусом контактно-тепловой сваркой. В батареях остальных исполнений герметизация корпусов достигается заливкой мастикой.
Общий вид аккумуляторной батареи (габаритные размеры указаны в табл. 1)
Аккумуляторы в батарее соединяются между собой последовательно перемычками из свинцового сплава, размещенными на наружной поверхности верхней батареи. Здесь же находятся электрические выводы – токоотводы в виде усеченного конуса.
Проверка качества герметизации корпусов батарей проводится при колебаниях давления в пределах 760+150+10 мм рт.ст. (+20+1,33 кПа). Допустимый угол наклона батарей – 45° (без выливания электролита).
Батареи всех типов ремонтнопригодны.
Технология приготовления и заливки электролита в батареи, заряда батарей, порядок и объем проведения регламентных работ в процессе их эксплуатации подробно изложены в каталоге 22.00.01-98.
Необходимое количество электролита для заливки батарей и зарядный ток указаны в табл. 2.
Характеристики и стоимость аккумуляторов модели 6СТ-90
Грузовые автомобили из-за своих габаритов должны иметь хорошие и надёжные стартерные батареи. Эти источники питания обязаны выдавать стабильный ток напряжением в 12 вольт, чтобы запускать двигатели с первого раза. Кроме этого, от них питается вся бортовая электроника, поэтому не стоит приуменьшать их значимость. От надёжности и качества изготовления напрямую зависит срок службы автомобиля. Поэтому нужно знать о таких АКБ, как 6СТ-90 и им подобных моделях.
Особенности маркировки и расшифровка
Чтобы правильно подобрать нужную модель, достаточно разобраться в том, какие параметры отображает её серийный номер. Так, у АКБ 6СТ-90 все нужные для пользователя характеристики видны сразу:
- 6 — количество аккумуляторов. Как правило, батарея в грузовых автомобилях представляет собой последовательно соединённый набор аккумуляторов, заключённый в один общий корпус.
- СТ — тип стартерный.
- Число после дефиса — ёмкость. Существуют модели с показателями от 75 до 190 ампер-часов.
- Другие цифры или буквы после основной маркировки — модификации. Литера А означает общий для всех составных аккумуляторов корпус и более серьёзные характеристики, ЭМ — эбонитовый вариант, ТМ — термопластический.
Изготавливаются такие элементы по ГОСТу 15150−69, который регламентирует не только их возможные паспортные характеристики, но и хранение с эксплуатацией. Судя по этим данным, аккумуляторы 6СТ-90 могут работать при таких условиях:
- Относительная атмосферная влажность — 95−98%.
- Высота над уровнем моря — до 3 километров.
- Рабочая температура электролитической жидкости — 50 градусов Цельсия.
- Диапазон температур, при которых гарантируется полноценное функционирование, — от минус 40 до плюс 60 градусов. Батареи типа А могут работать и на пятидесядиградусном морозе.
Батареи выдерживают как серьёзные долговременные вибрационные нагрузки, так и более мощные кратковременные. Среднее значение — около двух G в первом случае и примерно 5 G во втором.
Хранить на складе можно при температуре воздуха от минус 50 до плюс 50. При консервации выводы контактов для избежания появления коррозии покрываются слоем мастики. Единственное, что им противопоказано — попадание прямых солнечных лучей на корпус.
Гарантия на новые батареи составляет 3−5 лет, в зависимости от типа, наличия электролита внутри во время хранения и соблюдения норм эксплуатации. В километрах пробега гарантийный предел работы заканчивается после 60 тысяч километров или трёх тысяч часов. Сухозаряженные, то есть без раствора кислоты внутри, могут храниться на складе до пяти лет без угрозы прийти в негодность.
Технические характеристики и устройство
В основе принципа действия батареи 6СТ-90 лежит преобразование одного типа энергии в другой при протекающих в ней электрохимических процессах. При зарядке электрический ток из сети преобразуется в химическую энергию, которая сохраняется в виде ёмкости АКБ. При разряде процессы идут в обратную сторону и сохранённый заряд высвобождается, обладая определёнными параметрами — силой тока, напряжением и сопротивлением.
Характеристики типового модуля таковы:
- Рабочее напряжение — 12−12,5 вольт.
- Сила тока, необходимая для пуска — около 700 ампер.
- Ёмкость — 90 ампер-часов.
- Варианты полярности — прямая и обратная.
Внутри корпуса находятся соединённые последовательно шесть батарей, каждая из которых выдаёт напряжение в 2 вольта. Они состоят из пластин с разной полярностью заряда, разделяющего сепараторы и пробки, это обеспечивает герметичность блока. Материал пластин зависит от производителя, но чаще всего используются свинцовые. Они выполнены в виде решетчатой конструкции с ячейками, заполненными специальным веществом. Заряд видоизменяет его свойства, делая пористым. При этом на заряженных позитивно пластинах появляется перекись свинца, а на негативных — губчатая свинецсодержащая масса серого цвета.
В качестве контактов между пластинами используются так называемые баретки. Это перемычки, представляющие собой сплав меди со свинцом. Изготавливаются они как сборная деталь, состоящая из борна и мостика. Борн отводит генерируемый ток, а мостик обеспечивает контакт между всеми баретками одновременно.
Внутри, из-за невозможности расположения в один ряд только положительных или только отрицательных пластин, они укладываются попеременно. Для избежания короткого замыкания и служат сепараторы. Они изготавливаются из разных материалов — мипласта, мипора или их комбинации, но совершенно не проводят ток.
В качестве электролита чаще всего используется раствор серной кислоты. Для нормальной работы его плотность должна равняться примерно 1,27 грамм на кубический сантиметр при нормальных условиях — комнатной температуре и стандартном атмосферном давлении.
Степень разряженности можно определить ареометром, измерив плотность жидкости или мультиметром, узнав выдаваемое одной банкой 6СТ-90 напряжение на клеммах. Если плотность будет ниже 1,24 — 1,25, а напряжение не будет достигать 1,7 вольта, такой аккумулятор придётся заменить, так как ни заливом нового электролита, ни подзарядкой эту проблему исправить не удастся.
Преимущества и недостатки
Как и любые другие элементы питания, аккумулятор 6СТ-90 имеет свои позитивные и негативные стороны. Они зависят от того, в каких условиях он используется, и соблюдения всех норм хранения перед отгрузкой поставщику. Часто бывает так, что недавно купленная батарея может очень быстро прийти в негодность, имея при этом не самую давнюю дату производства.
К преимуществам этих модулей можно отнести:
- Низкие значения саморазряда. Это позволяет им дольше храниться на складах и не требовать моментальной подзарядки после установки в устройство, что значительно ускоряет темпы введения в эксплуатацию.
- Широкий диапазон рабочих температур и низкая способность к перегреву. При воздействии экстремальной жары или слишком сильного холода все характеристики жидкостей и металлов претерпевают изменения. Из-за хорошей термоизоляции АКБ 6СТ-90 может не обращать внимания на условия вне корпуса.
- Устойчивость к нагрузкам и ударам. Это свойство полезно для тех автомобилистов, которые часто следуют по пересечённой местности или другим труднопроходимым дорогам. Если установлена именно эта модель, она наверняка не получит повреждений.
- Стойкость к вибрациям. Особенно этим выделяются модели с индексом Э в конце, что означает наличие эбонитового корпуса.
- Низкая стоимость. Она может отличаться у разных производителей, но в целом цена АКБ 6СТ-90 колеблется в пределах 4−5 тысяч рублей.
В качестве недостатков можно отметить несовместимость с некоторой техникой и наличие на рынке подделок либо перемаркированных специальными средствами моделей. Они зачастую не отвечают заявленным характеристикам и очень быстро выходят из строя. Такие экземпляры можно отличить по стёртым с корпуса или выступающих контактных клемм маркировкам. В целом же, если производитель попался добросовестный и срок хранения не превышен, никаких нареканий после первой подзарядки возникнуть не должно.
Распространённые производители
Так как модель 6СТ является типовой, её изготавливают разные фирмы, занимающиеся аккумуляторами. Из самых известных можно выделить:
- VAIPER — гибридные модели от TUBOR. Устойчивы ко всем видам негативного влияния — саморазрядам и избыточному накоплению заряда. Обладают хорошей силой пускового тока, который сможет завести машину даже в глубокий мороз.
- АТОМ — в составе полиэтиленовые сепараторы, которые надёжно охраняют сурьмянистые пластины, легированные оловом. Комплектуются газоотводом, который понижает риск взрывов от перегрева и препятствует сильному испарению воды изнутри.
- EUROSTART — продукт Днепропетровской фирмы Westa. Имеют два года гарантии, возможность холодного пуска и встроенный модуль скоростного оттока электрического заряда. Это позволяет выдерживать любые термические нагрузки.
- SADA Standard — подойдёт как для тракторов или грузовиков отечественного производства, так и для китайских моделей компактных машин со средней грузоподъёмностью. Имеет пусковой ток, равный 720 А и полуторагодовую гарантию от производителя. Легко ремонтируется и обслуживается благодаря наличию всех необходимых отверстий на верхней крышке.
- Thunderbull — устойчивы к внешним воздействиям, в том числе и коррозии. Кальцинированные пластины помогают дольше сохранять заряд даже при отсутствии активного использования. Корпус с использованием полипропилена выдерживает большие нагрузки.
- ECOSTART — польские кальцинированные модели, имеющие полтора года гарантии и европейские клеммы. Могут крепиться дном к выступам на корпусе автомобиля. Имеют прямую полярность.
- TITAN Standart — ещё одна модель от TUBOR, имеющая свинцово-кислотный электролит и евроклеммы. Обслуживаема, имеет довольно высокое значение пускового тока — 1250 ампер. Снабжена ручкой для удобного переноса.
Аккумуляторы любого производителя должны отвечать внутренним стандартам форм-фактора, в котором выполнены и требованиям соответствующего ГОСТа, регламентирующего их изготовление.
По виду клемм они могут быть как европейскими, то есть в форме усечённых конусов, так и японскими или азиатскими. Эта разновидность сильнее выступает за пределы верхней крышки и является меньшей по диаметру. Кроме того, ограниченно распространены 6СТ-90 с американскими клеммами. Это зажимы с винтами, а потому провода, которые для них подходят, должны снабжаться особыми контактными пластинами, закручивающимися на них.
Другие разновидности пусковых АКБ
Шестиячеечные стартерные батареи могут быть как разных форм-факторов, так и разного предназначения. Все модели, подходящие под стандарты ГОСТа 959−91 имеют достаточный уровень универсальности, а поэтому используются в разных сферах. Например:
- 6СТ-132. Имеют большую ёмкость, что позволяет ставить их в различную сельскохозяйственную технику. Для этого снабжены крепким ударопрочным корпусом, способным выдерживать большие нагрузки. Хорошо поддаются ремонту и обслуживанию, что делает их практически незаменимыми в сезон уборки урожая.
- 6СТ-190. Охват возможных практических применений ещё выше. Ставятся в КАМАЗы, большие автобусы и прочую крупногабаритную технику. Имеют большие значения пусковых токов — 1000−1300 ампер.
- 6СТ-100. Созданы для легкового автотранспорта. Имеют типовой корпус, что позволяет ставить их в машины любых марок. Для японских и американских автомобилей придётся докупать соответствующие переходники.
Государственный стандарт несмотря на то, что был принят уже более четверти века назад, до сих пор отвечает современным требованиям индустрии. Поэтому соответствие ему — надёжный показатель того, что выбор пользователя пал на надёжную модель автомобильного аккумулятора.
Правила техники безопасности
Эксплуатация автомобильных батарей — это небезопасное дело. Так как в качестве электролита в них используются агрессивные химические соединения, все работы с ними следует проводить в специальных средствах защиты. При проверке качества и плотности жидкости внутри корпуса ареометром, например, стоит озаботиться хорошей вентиляцией помещения. Пары кислот, которые имеют свойство накапливаться в воздухе, могут стать причиной ожогов носоглотки и глаз.
Чтобы защитить кожу лица и другие важные органы, нужно использовать специальную плотную одежду. На руках должны быть резиновые перчатки, тело — прикрыто фартуком. При попадании агрессивных веществ на любую ткань или поверхность кожи следует её тщательно промыть проточной водой для снижения концентрации. Стараться деактивировать щёлочью не надо, можно сделать только хуже.
Аккумуляторная батарея 6СТ 190
Свинцово-кислотная стартерная аккумуляторная батарея 6СТ 190ТР (6СТ-190А) состоит из шести последовательно соединенных аккумуляторов (элементов), собранных в термопластовом моноблоке полиэтиленовой композиции.
Аккумуляторы собраны из блоков отрицательных и положительных пластин размерами 135,5×143 мм, разделенных между собой сепараторами. Толщина отрицательных пластин равна 1,9 мм, а положительных — 2,3 мм. Число отрицательных пластин в блоке 15, а положительных — 14. Сепараторы батарей изготовлены из мипора.
Для удобства заливки и контроля уровня электролита в эксплуатации отверстие в крышке аккумулятора выполнено с глубокой горловиной (тубусом).
Аккумуляторы соединены в батарею посредством межэлементных соединений, которые для уменьшения внутреннего сопротивления батареи выполнены с медными вставками. На межэлементном соединении между третьим и четвертым аккумуляторами имеется маркировка, где указаны тип батареи, номер технических условий, которым она соответствует, год и месяц выпуска и товарный знак завода-изготовителя.
Полюсные выводы выполнены под болтовое соединение с резьбой М10 и крепятся к моноблоку двумя винтами. С целью исключения случайных коротких замыканий полюсные выводы закрыты крышкой. Сверху батарея закрыта крышкой, снижающей загрязнение поверхности.
Техническая характеристика
Номинальное напряжение батареи, В
Номинальная ёмкость при температуре
электролита 23. 27ºС в режиме разряда, А·ч:
20-часовом
10-часовом
Сила тока при режиме разряда,А:
20-часовом
10-часовом
Габаритные размеры, мм:
длина
ширина
высота
Масса, кг:
без электролита
с электролитом
Сила тока при режиме заряда, А:
20-часовом
10-часовом
Приведение аккумуляторных батарей в рабочее состояние
Аккумуляторные батареи выпускаются заводами в сухозаряженном исполнении. Для приведения их в рабочее состояние приготовьте электролит соответствующей плотности, залейте его в аккумуляторы и при необходимости после пропитки пластин подзарядите батареи. Приготовление электролита, заливка его в аккумуляторы и заряд батарей должны производиться в соответствии с инструкцией по эксплуатации аккумуляторных батарей. От качества приведения батарей в рабочее состояние зависит надежность дальнейшей их эксплуатации.
Плотность электролита, заливаемого в аккумуляторные батареи, зависит от климатического района эксплуатации (см. табл. 50).
Электролит требуемой плотности может быть приготовлен непосредственно из кислоты плотностью 1,83. 1,84 г/см3, однако, учитывая сильный разогрев раствора (до 80°С и выше), более удобно готовить электролит требуемой плотности из ранее приготовленного раствора серной кислоты плотностью 1,40 г/ см3 при 15ºС. Количество воды, кислоты плотностью 1,83 г/см3 или ее раствора плотностью 1,40 г/см3, необходимое для приготовления 3 л электролита, приведено в табл. 51.
Таблица. 50.Плотность электролита при приведении стартерных аккумуляторных батарей в рабочее состояние
Плотность электролита при 15°С, г/см3
в конце первого заряда
Районы с резко континентальным климатом
с зимней температурой ниже минус 40 С
Районы с зимней температурой:
до минус 40°С
до минус 30°С
Круглый год
То же
Примечание. Допускаются отклонения плотности электролита от приведенных в таблице значений на ±0,01
Таблица 51. Плотность электролита в зависимости от количества воды и серной кислоты
Требуемая плотность
электролита при 15°С, г/см3
Количество воды и раствора
кислоты плотностью 1,40 г/см3 при 15°С,1
Количество воды и кислоты
плотностью 1,83 г/см3 при 15 °С, 1
Плотность электролита зависит от температуры, поэтому перед замером плотности следует предварительно замерить его температуру. Для того чтобы получить сравнимые результаты во всех расчетах, плотность электролита принято приводить к температуре 15°С. Поправки при определении плотности электролита в зависимости от его температуры приведены в табл. 52.
Таблица 52. Поправка к показанию денсиметра для различной температуры электролита
Температура электролита, °С
Поправка к показанию денсиметра
Примечание. Если температура электролита выше 15ºС, к показанию денсиметра прибавить поправку, если ниже — то вычесть
Температура электролита, заливаемого в аккумуляторы, должна быть не выше 25°С в условиях умеренного климата и не выше 30°С в условиях тропиков. При более высокой температуре батарее следует дать остыть.
Порядок заливки электролита следующий: выверните пробки (предварительно срезав выступ на полиэтиленовых пробках, закрывающих вентиляционные отверстия у сухозаряженных батарей), заливайте до тех пор, пока поверхность электролита не коснется нижнего торца тубуса заливной горловины.
Не ранее чем через 20 мин и не позднее чем через 2 ч после заливки электролита проверьте его плотность и уровень. Если плотность электролита понизится не более чем на 0,03 г/см3 в каждом аккумуляторе по сравнению с плотностью заливаемого электролита, то батарею можно устанавливать на автомобиль без под-заряда. Если же плотность понизится более чем на 0,03 г/см3, то батарею следует зарядить.
Заряд аккумуляторных батарей. Аккумуляторные батареи заряжайте от источника постоянного тока при приведении их в действие, а также в процессе эксплуатации и хранения. Заряд батареи проводите только в случае, если температура электролита не превышает 30°С. Положительный вывод аккумуляторной батареи подсоедините к положительному полюсу источника тока, а отрицательный — к отрицательному. Величину зарядного тока установите и в дальнейшем поддерживайте на одном уровне реостатом или же путем изменения напряжения зарядного источника в зависимости от применяемого зарядного устройства.
Во время заряда плотность электролита в аккумуляторах постепенно повышается и только к концу заряда принимает постоянное значение. Заряд батареи ведите до тех пор, пока плотность электролита и напряжение на выводах каждого аккумулятора не будут постоянными в течение 2. 3 ч при одновременном обильном газовыделении во всех аккумуляторах.
Температура электролита во время заряда также возрастает, особенно к концу заряда, поэтому периодически контролируйте температуру. В случае, если температура электролита выше 45°С, уменьшите величину зарядного тока наполовину или прервите на время заряд и охладите батарею до 30°С.
Периодичность замера плотности электролита и напряжения на аккумуляторах в начале заряда через 2. 3 ч, а в конце заряда — через каждый час.
Продолжительность заряда новой батареи колеблется в пределах 5 ч.
Если во время заряда уровень электролита в отдельных аккумуляторах понизился, восстановите его доливкой дистиллированной воды.
В конце заряда плотность электролита, приведенная к 15°С, должна соответствовать значениям, указанным в табл. 40, в зависимости от климатического района эксплуатации. Если конечная плотность электролита отличается от нормы, то при повышенной плотности долейте дистиллированную воду или долейте раствор серной кислоты плотностью 1,40 г/см3, если плотность ниже нормы. Перед доливкой часть электролита из аккумулятора отберите с помощью груши.
Корректировку плотности проводите только в конце заряда, когда плотность электролита больше не возрастает, а за счет газовыделения обеспечивается быстрое и полное перемешивание. Корректировка плотности улучшает работоспособность батареи и дает возможность правильно определять степень разряженное батарей в эксплуатации по плотности электролита.
Если разница между существующей и пробуемой плотностями велика, операции отбора и доливки выполните три-четыре раза.
Для надежного перемешивания электролита после каждой доливки воды или раствора кислоты заряжайте батарею не менее 30 мин.
Хранение аккумуляторных батарей
Хранение сухозаряженных батарей. Новые, незалитые электролитом аккумуляторные батареи 6СТ 190 храните в сухом проветриваемом помещении при температуре до минус 30°С. Хранение при более низкой температуре не рекомендуется во избежание образования трещин мастики.
При постановке батарей на хранение плотно вверните герметизирующие пробки в заливные горловины крышек и закрепите декакрышки и кожухи. Батареи устанавливайте в один ряд и защищайте от воздействия прямых лучей. Срок хранения сухозаряженной батареи не более трех лет. До истечения срока хранения батареи должны быть выданы в эксплуатацию.
Не реже одного раза в три месяца проверяйте состояние мастики (трещины, вспучивание и отслоение мастики от стенок моноблока и крышек не допускаются). При обнаружении трещин отремонтируйте батареи.
Хранение батарей, залитых электролитом. На хранение могут быть поставлены новые и бывшие в эксплуатации исправные и полностью заряженные батареи с электролитом.
Не допускается постановка на хранение частично заряженных батарей во избежание сульфатации пластин, приводящей к потере работоспособности батарей.
Аккумуляторные батареи 6СТ 190 устанавливайте на хранение по возможности в прохладном помещении при температуре не выше 0°С и не ниже минус 30°С.
Перед постановкой батарей на хранение осмотрите их, убедитесь в исправности и очистите от загрязнений и окислов. Поверхность батарей тщательно нейтрализуйте 10%-ным раствором кальцинированной соды или нашатырным спиртом, протрите ветошью, смоченной водой, и вытрите насухо.
Батареи, поставленные на хранение при положительной температуре, кроме корректировки плотности электролита, подзаряжайте один раз в месяц для восстановления емкости, потерянной от саморазряда (см. “Заряд аккумуляторных батарей”).
Батареи, поставленные на хранение при температуре 0°С и не ниже минус 30°С, проверяйте ежемесячно по плотности электролита и подзаряжайте в тех случаях, когда установлено падение плотности электролита, приведенной к 15°С, ниже 1,230 г/см3.
Допустимый срок хранения батарей составляет не более 18 месяцев, если батареи хранятся при температуре не выше 0°С; и не более 9 месяцев, если батареи хранятся при комнатной температуре и выше.