Что такое одометр и его корректировка своими руками: описание с фото

Одометр: что это такое, принцип действия, показания, корректировка

Назначение и устройство

Что являет собой данный прибор? Это специальный механизм, который предназначен для измерения количества оборотов колес автомобиля в процессе езды. Другими словами, данный элемент позволяет замерять пройденный машиной путь. Показания одометра демонстрируются на приборной панели автомобиля. Прибор показывает водителю суточный, а также общий пробег. Обе эти шкалы располагаются непосредственно на блоке спидометра.


Итак, назначение одометра понятно. Теперь нужно перейти к конструкции механизма. Данный прибор состоит из счетчика, который предназначен для подсчета количества оборотов колеса автомобиля. Также в устройстве имеется специальный контроллер. Он напрямую соединен со счетчиком и необходим для фиксации оборотов. И наконец, имеется индикатор. Элемент находится на спидометре и непосредственно демонстрирует водителю пройденные километры.

Принцип действия

Теперь следует перейти к тому, как работает одометр. Что это такое, уже более-менее понятно. Принцип работы данного измерительного прибора сильно зависит от типа устройства. Это может быть электронный одометр или же механический. Итак, колесо автомобиля в процессе прохождения каждого километра совершает определенное число оборотов. При этом данный показатель всегда одинаковый вне зависимости от скорости движения машины. Если точно знать, сколько оборотов сделало колесо, тогда без труда можно рассчитать пройденное расстояние в километрах (или милях для американских авто), что и демонстрируется на счетчике. Самые старые механические измерительные приборы работают за счет гибкого тросика. Последний вращается с той же скоростью, что и колесо. Такое вращение передается от выходного вала КПП. Тросик отдает усилия на барабанный счетчик, установленный в приборной панели автомобиля. На устройстве пять барабанов с цифрами.


Они связаны друг с другом червячной передачей. Сам тросик соединен с первым барабаном через редуктор. Механические устройства хороши тем, что ремонт одометра такого плана несложен и потребует замены изношенных деталей.

Чем он полезен?

Казалось бы, чем может быть полезен для автовладельца этот небольшой прибор, считающий километры. Но на самом деле роль одометра в жизни автомобилиста довольно велика. Это важный инструмент, используя показания которого, определяют момент проведения технического обслуживания машины, замены масла, регулировки клапанов, замены ремня ГРМ, проверки развала-схождения и других операций.


Прибор лучше всего свидетельствует о состоянии автомобиля. Ведь не просто так опытные автолюбители, приобретая машину с рук, интересуются именно пробегом. Отталкиваясь от этого, некоторые недобросовестные продавцы научились уменьшать количество пройденных километров. Поэтому, покупая авто на вторичном рынке, нелишним будет провести небольшой тест-драйв. Необходимо во время поездки наблюдать за стрелкой спидометра. Если одометр двигается рывками, с заеданиями, стрелка спидометра двигается не плавно, то пробег был изменен. Перед продажей продавец скрутил одометр. Что это такое, отлично знают продавцы, поэтому на вторичном рынке честных пробегов практически не найти.

Замена троса спидометра на ВАЗ 2101-ВАЗ 2107

Добро пожаловать! Трос спидометра — он отвечает за передачу скорости от коробки к панели приборов спидометра автомобиля. Одним концом этот трос соединяется с редуктором привода который располагается на коробке передач, а другим концом он подсоединён к самому механизму спидометра который в свою очередь находится на панели приборов.

Примечание! Для замены троса, вам нужно будет запастись следующим набором инструментов: Во-первых обязательно запаситесь основными инструментами, такими как отвёртка и гаечные ключи. Далее вам нужно будет взять пассатижи, и к тому же проволоку длинной примерно на «2 метра» и диаметром «0.2-0.5 мм» чтобы было легче произвести замену троса!

  • Замена троса спидометра
  • Дополнительный виде-ролик

Где находится трос спидометра? Он располагается рядом с нижней частью картера коробки передач и крепится к редуктору, для наглядности чтобы у вас было хоть малейшее представление о том где находится тросик, просмотрите фото ниже на котором стрелкой указан тросик:

Когда нужно менять трос спидометра? Он подлежит замене, при:

  • Выходе из строя, в связи с чем на панели приборов спидометр не будет показывать никаких значений.
  • А так же при его деформации и при поломки гайки которая его крепит на редукторе, или на механизме спидометра.

Примечание! Если у вас гайка крепящая трос к редуктору, или же к спидометру будет поломана, то в таком случае при езде будут наблюдаться резкие скачки стрелки спидометра!

Как заменить трос спидометра на ВАЗ 2101-ВАЗ 2107?

Примечание! Замену троса необходимо выполнять на подъемнике или смотровой яме!

Снятие: 1) В начале операции, вам будет необходимо снять панель приборов с автомобиля. (Как снять панель приборов с автомобиля ВАЗ 2106, см. в статье: «Замена панели приборов») (Как снять панель приборов на автомобиле ВАЗ 2104 и ВАЗ 2107, см. в статье: «Замена панели приборов»)

Примечание! К сожалению инструкцию по снятию панели приборов на других автомобилях классического семейства практически в интернете не найти, поэтому снимите панель именно на вашем автомобиле по примеру снятия панели с ВАЗ 2104, ВАЗ 2106, ВАЗ 2107!

2) Далее при помощи пассатижей полностью отверните гайку которая крепит трос к механизму, а после отворачивания отсоедините трос.

Примечание! После отсоединения троса, привяжите за проушины к гайке троса проволоку длинной «2 метра»!

3) Затем переберитесь к днищу автомобиля, а уже там отверните гайку которая крепит трос к редуктору (Она указана стрелкой), а после отворачивания гайки отсоедините трос.

4) Теперь возьмите в руки трос и вытяните его из автомобиля.

Примечание! Вытягивайте трос аккуратно, проволока которая подсоединяется к гайки троса не должна полностью вытянутся и вследствие чего сняться с автомобиля!

5) И в завершение отвяжите проволоку от гайки.

Примечание! Чтобы продлить жизнь тросу, можно его поверхность смазать специальной смазкой которая называется «Литол-24», для этого перед установкой нового троса сперва вытащите его из оболочки начиная с той стороны которая подсоединяется к редуктору коробки, а затем на «2/3 длины» смажьте его смазкой!

Всю установку троса проделайте в обратном порядке снятию, но небольшую часть установки для наглядности мы вам покажем:

1) Сперва возьмите новый трос в руки, и привяжите к его гайки проволоку ранее отвязанную от старого троса.

2) Затем сядьте в салон и потянув за проволоку, вытяните один наконечник троса в салон автомобиля.

Примечание! Чтобы вы не запутались, помните одну важную вещь: Наконечник троса который подсоединяется к редуктору расположенному на коробке оснащается защитным чехлом, поэтому устанавливайте трос правильно!

3) И в завершение операции, с помощью отвёртки заправьте чехол на своё место.

Примечание! После установки троса проверьте его, убедитесь в том что он не в каких местах не перегибается и только потом заводите двигатель и проехав посмотрите как он работает!

Дополнительный видео-ролик: Второй способ замены троса спидометра, вы сможете наглядно посмотреть в подготовленным специально для вас видео-ролике, в котором всё подробно описано и показано.

Как применять суточный счетчик?

С помощью данного прибора водитель может точно определить расход топлива автомобиля. Иногда может показаться, что двигатель стал потреблять слишком много. В этом случае не стоит сразу же ехать на СТО и делать диагностику. Вначале нужно точно определить расход топлива. В багажник ставят канистру с бензином, ждут, пока в баке все топливо закончится, затем сбрасывают суточный счетчик в ноль, заливают бензин из канистры и ездят на авто в обычном режиме, пока в баке снова станет пусто. Затем останется разделить количество литров на общий пробег суточного счетчика, а полученный результат помножить на 100.


Таким нехитрым способом можно получить точную цифру расхода топлива. Зная информацию о том, сколько машина «ест» горючего, можно точно вычислить, на сколько хватит залитого в бак бензина. Опытные автомобилисты рекомендуют сбрасывать суточный счётчик после каждой заправки. Также можно определять пробег за определенное время или расстояние между различными местами на трассе.

Конструкции одометров разных видов

Данный элемент представляет собой циферблат. Но это только часть устройства. На вторичном валу КПП находится шестерня, которая находится в зацеплении с шестеренкой привода счетчика. Эта деталь соединена гибким тросиком с блоком, который отвечает за спидометр-одометр. Механические устройства являются одними из самых старых. Скрутить пробег на таких можно при помощи любых приспособлений, которые могут вращаться. Счетчик считает обороты, а значит, с помощью любого электрического двигателя можно как скрутить, так и накрутить цифры на счетчике. Электромеханические счетчики – это системы на основе той же шестеренки на вторичном валу коробки передач (причем неважно, автоматическая это или механическая трансмиссия).


Но она приводит в действие уже электромеханический датчик. Сенсор вырабатывает электрические импульсы, которые через провода попадают в блок спидометра, где по частоте их поступления крутится небольшой электрический двигатель – привод счетчика пробега. Данным устройством оснащено большинство автомобилей, в том числе и современных. Корректировка одометра здесь осуществляется при помощи CAN-устройств. Электронные одометры имеют отличие от электромеханических в полностью электронных датчиках и ЖК-индикаторах. Они широко распространены на легковых и грузовых автомобилях. Их распространение связано с тем, что корректировка одометра такого плана будет затруднена. Однако сейчас и это не составляет особой проблемы. Коррекция осуществляется с применением специальных приборов.

Видео «Инструкция по сбору подмотки из компьютерного кулера»

Иван Норин представил подробное руководство по сборке моталки для одометра из кулера персонального компьютера.

Современные автомобили все больше наполняются электронными приборами. Теперь без компьютера практически невозможно обслуживать «железного коня». Применение цифровых приборов поставило перед автолюбителями новые проблемы: как скрутить электронный спидометр, когда в этом есть необходимость, и возможно ли обнаружить скрученный пробег?

У автовладельцев возникают разные причины, которые заставляют скручивать показания одометра (счетчика пробега автомобиля) на панели приборов. И если с механическими спидометрами автомобилисты давно разобрались, то электронные дисплеи поначалу наводили определенный страх.

В конце этой статьи есть подробная видео-инструкция, как самостоятельно отмотать пробег на электронном спидометре, и что для этого нужно.

Основные причины, по которым могут скрутить спидометр, как правило, следующие:

  1. Самой известной, но не совсем законной причиной скручивания электронного спидометра является «омоложение» автомобиля. Перед продажей подержанного авто хозяева часто прибегают к уменьшению пробега машины. Естественно об этом потенциальному покупателю не сообщается.
  2. Необходимость корректировки электронного спидометра требуется при использовании колес нестандартных размеров.
  3. В некоторых автомобилях показания одометра связаны с графиком технического обслуживания. Бортовой компьютер начинает «ругаться» и требует посетить СТО. Но не все автомобилисты могут позволить своему «железному другу» обслуживание в фирменных сервисных центрах. Гораздо проще обмануть компьютер скруткой показаний одометра.
  4. Корректировка пробега может потребоваться для тех иномарок, которые в заводском исполнении измеряют пройденный путь в милях.
  5. Проблемы с электронным спидометром могут возникнуть также после неисправности аккумулятора или генератора.
  6. Иногда автомобилю требуется замена приборной панели. После этой операции показания нового одометра нужно подогнать под оригинальный пробег машины.

Существуют и другие причины для корректировки показаний спидометра, что становится актуальной проблемой для многих автолюбителей.

Одометр и погрешности

Практически все измерительные приборы имеют погрешности. Одометры не исключение. Сейчас есть некий стандарт на погрешности. Для механического оборудования он составляет не более пяти процентов. Если автомобиль используется в жестких условиях, тогда уровень погрешности увеличивают до 15 процентов. К жестким условиям можно отнести пробуксовку. Автомобиль как бы движется, ведь колеса вращаются, но сам остается на месте. Кроме того, на уровень погрешности сильно влияют зазоры, ослабленные пружины в конструкции, слабый трос, плохое сцепление. Показания электромеханического одометра ВАЗ считываются от контроллера скорости. В этом случае погрешность будет очень низкая. Стоит отметить высокую надежность устройств. Такие девайсы редко выдают цифру, погрешность которой выше чем 5 %. Электронный одометр является одним из самых точных.


Конструкция не предусматривает никаких механических связей между компонентами. Однако погрешность имеется и здесь. Связана она часто с износом колес или их заменой.

Психология

На рынке и различных сайтах сплошь и рядом попадаются объявления о продаже авто 5-7 лет с пробегом от 30 до 70 тысяч километров. Как-то с данными «Автостата» это не очень сходится. Объясняется нестыковка просто – более чем у половины б/у авто пробег элементарно подогнан к психологически комфортным отметкам. Другими словами, просто скручен.

Кстати, если не половина автовладельцев, то добрая треть почему-то считают, что «штука», где показаны цифры пробега, именуется спидометром. Мол, он один и за скорость отвечает, и за километраж. На деле, за пробег отвечает одометр. О нем и поговорим.

Характеристика и корректировка одометра автомобиля с помощью специального оборудования

Одометр — это такое устройство в автомобиле, которое упрощает управление и способствует более комфортному передвижению.

Что такое одометр в автомобиле?

Назначение одометра состоит в измерении числа оборотов колеса. Его наличие позволяет определить общий пройденный автомобилем километраж или пробег за один день. Информация, которую получает и обрабатывает прибор, предоставляется водителю в механическом либо цифровом варианте. Данные отображаются в виде пройденного километража.

Принцип действия

Устройство определяет, сколько оборотов колеса составляет один пройденный километр пути. Поэтому одометр позволяет точно просчитать пройденный пробег. Прибор может функционировать в двух режимах. При первом производится замер всего километража от начала эксплуатации транспортного средства. А при работе во втором режиме устройство может сбрасывать свои показания, что позволяет произвести замер пробега от одного пункта к другому.

Канал Avto-Blogger подробно рассказал о принципе работы одометров.

Конструкции одометров разных видов

Между собой эти приборы делятся на несколько типов:

  • механические;
  • электромеханические;
  • цифровые (электронные).

Механические устройства

Прибор считывает обороты от трансмиссии посредством механического тросика. На самом устройстве выполняется процедура измерения количества оборотов, что позволяет определить пройденный километраж. В механических приборах используются специальные редактирующие элементы, которые изначально настроены на работу с определенным параметром преобразования. Получается, что один оборот колеса соответствует конкретному числу метража. Индикационные приборы анализируют вращение выходного вала с указанными цифрами, что позволяет отобразить километраж.

Электромеханические счетчики

Этот тип устройств считается гибридным, он представляет собой усовершенствованный вариант механического одометра. Наличие троса в системе определения километража может привести к тому, что полученные данные будут незначительно отличаться от реальных. Поэтому электромеханические приборы дополняются датчиками скорости. Импульсные данные от этих устройств подаются на электрический мотор, который используется для вращения редукторного механизма. Это единственное различие, в остальном конструкция приборов идентичная.

Электронные приборы

Цифровые одометры сегодня устанавливаются на все современные автомобили. Вычисление пройденного пробега выполняется электронной составляющей, которая анализирует диаметр самого колеса и переводит число оборотов в километраж. Данные об этом выводятся на цифровой экран, расположенный на панели приборов.

Наглядно работа электронного одометра показана в видеоролике UR6HCF.

В чем польза

Польза, которую приносит наличие одометра:

  1. С его помощью автовладелец может вычислить расход горючего, который потребляет машина на 100 км. Надо заранее подготовиться, есть несколько вариантов. Можно заправить полный бак топлива, проехать 100 километров и затем заправить бак еще раз под завязку. Залитый объем горючего сообщит о расходе. Можно поставить в багажник заправленную топливом канистру и выкатать все горючее до конца, используя авто в обычном режиме. Затем число заправленных литров делится на километраж, вычисленный одометром, после чего результат умножается на 100.
  2. Если автовладелец точно знает расход горючего, то благодаря наличию одометра он сможет вычислить расстояние, на которое хватит топлива. При обнулении прибора после заправки бака потребитель сможет точно определить километраж, который сможет пройти машина.
  3. Наличие одометра позволяет выявить временной промежуток, а также расстояние между двумя точками на трассе.
  4. С помощью одометра потребитель может узнать пробег машины до ее покупки. Но учитывайте, что недобросовестные продавцы могут корректировать и проводить изменение показаний, чтобы увеличить стоимость авто.

Корректировка одометра

Скручивать пробег спидометра можно с помощью коррекции.

Как корректировать механический одометр

Есть два варианта скручивания километража на механических приборах. Первый способ — простой, для его реализации надо отсоединить тросик от гнезда контроллера скорости. Конец, подсоединенный к трансмиссионному агрегату, нужно подключать к дрели или другому электродвигателю. Затем на инструменте выбирается реверсивный режим, дрель включается. За одну минуту потребитель может отмотать сотни километров пробега.

Другой вариант заключается в снятии контрольного щитка и его разборе. Надо извлечь из устройства сам счетчик и руками выполнить корректировку показаний. Можно использовать пинцет или другие подручные средства для осуществления этой задачи.

Алексей Гончаров live video наглядно показал процесс выполнения процедуры отмотки показаний спидометра.

Корректировка электромеханического счетчика

Если коробка передач оснащена импульсным контроллером скорости, то для регулировки параметров потребуется подмотка, чтобы ее собрать нужны:

  1. Плата 555 в количестве 1 штуки. Оптимальным вариантом будет применение схемы советского производства, она называется 1006ВИ1.
  2. Два конденсаторных устройства. Потребуются малогабаритные керамические детали.
  3. Два резисторных элемента МЛТ 0,125. Если найти их не получится, допускается применение одного составного устройства. При отсутствии можно использовать резисторы SMD типа.
  4. Одно переключательное устройство П2К. Такие девайсы применялись в радиотехнике производства СССР. К этому переключателю будет удобно подсоединить моталку.
  5. Диодный элемент КД521. При его отсутствии возможно применение другой детали, рассчитанной на работу с током 1 ампер. Этот компонент будет использоваться для защиты прибора от переплюсовки. Применять диод необязательно, но тогда надо быть осторожным при подключении.
  6. Один зажим «мама» узкий. Он будет устанавливаться в разъем на щитке вместо электроцепи контроллера скорости. Если не использовать зажим, потребуется разрезать электролинию.
  7. Комплект проводов для навесной установки. Рекомендуется использовать мягкие и тонкие кабели.
  1. Процедура будет выполняться посредством навесного монтажа. Резисторные элементы припаиваются к основной плате. Если контакт детали будет слишком близок к ножкам платы, то между ними надо вставить кусок изолирующей ленты. Это позволит предотвратить замыкание прибора при появлении деформации.
  2. Конденсаторные элементы припаиваются к контактам платы и фиксируются на обратной стороне.
  3. Затем при помощи перемычек из подготовленного кабеля соединяются контакты платы. Здесь же припаиваются соединительные выходы, которые будут идти к переключательному устройству. Электроцепи припаиваются к последнему. На этом его сборка завершена. Можно подсоединить прибор к одометру и активировать. Если все работает, приступаем к следующему этапу.
  4. Вся плата и переключательное устройство обматываются изолентой. Это позволит соединить составляющие элементы друг с другом.

Коррекция показаний электрического одометра

Данные о километраже цифрового одометра сохраняются на карте памяти, встроенной в схему контрольного щитка.

Также информация о пройденному пробеге сохраняется в памяти микропроцессорного модуля, а оттуда ее удалить практически нереально. Даже при скрутке с помощью программатора через диагностический разъем подключения или посредством настройки флеш-карты диагностика сможет показать фактический пробег. Для этого к микропроцессорному блоку можно подсоединить сканер и считать всю информацию.

Необходимость выполнить корректировку часто возникает при замене или ремонте панели приборов, когда у щитка появляются сбои и он выдает неверные данные.

Фото разных флеш-модулей на приборках:

Как сделать корректор своими руками

Главная особенность изменения пробега заключается в том, что проводить работы с флешкой невозможно, пока она находится на плате приборной панели. Поэтому перед выполнением задачи надо снять щиток и разобрать его, чтобы схема оказалась у потребителя в руках. После выполняется поиск флешки, обычно она устанавливается неподалеку от процессорного устройства. К самой плате флеш-память фиксируется с помощью восьми контактов, по четыре с каждой стороны. Этот элемент выпаивается из схемы, для выполнения задачи применяется паяльник — действуйте аккуратно, чтобы не повредить контактные элементы платы.

Для скрутки показаний используется специальное оборудование — программатор:

  1. Подготовьте плату, на которой будет собираться устройство.
  2. Для создания прибора потребуются три резисторных элемента. Каждый из них должен быть рассчитан на 4,7 кОм.
  3. Затем выполняется монтаж стабилитронов на схему.
  4. Для подключения программатора к ПК устройство надо оснастить СОМ-выходом. Этот разъем будет подсоединяться к одному из проводов — черного либо красного цвета на компьютере. Неважно, для чего используются контакты, главное при подключении — не перепутать полярность. Красный контакт положительный, а черный — отрицательный.

Что еще понадобится для корректировки?

Кроме собранного устройства, понадобится специальный софт для ПК, без этого корректировка невозможна. Допускается применение утилиты Ponyprog, но если возникли проблемы с ее загрузкой, то можно использовать аналоги. Потребуется специальный калькулятор километража, как вариант, можно использовать программу TachoSoft. Эта утилита предназначена для перевода цифровых параметров в шестнадцатеричный код, в таком виде информация о пройденном километраже сохраняется на флешке.

Скриншот программы для корректировки показаний одометра

Процесс изменения показаний

  1. К ПК подключается программаторное устройство, выполняется запуск утилит.
  2. В программе ПониПрог или ее аналоге надо указать марку машины и год ее выпуска. Затем в нижней части экрана появится код, который состоит из двух строчек. В нем зашифрован пройденный машиной километраж, сохраненный в памяти флеш.
  3. Производится запуск программы калькулятора, в нем надо указать нужное значение километража. Программное обеспечение автоматически переведет цифровой параметр в нужный код, который впоследствии вносится вместо имеющегося во флеш.
  4. После выполнения этих действий модуль памяти устанавливается обратно на плату контрольного щитка. Действуйте аккуратно при пайке, чтобы не повредить контактные элементы. Производится сборка панели приборов, устройство монтируется на машину. Если все шаги выполнены верно, то на одометре будет другой пробег.

Процедура корректировки пробега через OBD разъем выполняется с помощью специальных устройств — крутилок или моталок.

Сколько стоит корректировка одометра?

НаименованиеЦена, руб
Корректировка показаний одометра на СТООт 1 до 3 тысяч рублей в среднем в зависимости от авто
Цена актуальная для трех регионов: Москва, Челябинск, Краснодар.

Видео «Инструкция по сбору подмотки из компьютерного кулера»

Иван Норин представил подробное руководство по сборке моталки для одометра из кулера персонального компьютера.

Jacka1 › Блог › Корректировка пробега: зачем, как и почем?

По данным «Автостата», в среднем каждая иномарка в возрасте до 10 лет пробегает 18 тысяч километров в год. При этом практически любой покупатель подержанного автомобиля надеется, что ему уж точно попадется такой экземпляр, который накатал меньше. Вот и на рынке можно увидеть множество пятилеток с заявленным пробегом в 50 тысяч. Неужели статистика врет? Разве что в меньшую сторону. Реальность в том, что у доброй половины автомобилей пробег банально скручен.

Спидометр или одометр?

Неизвестно по какой причине, но большинство автомобилистов в России свято верят, что та штуковина, которая показывает пробег автомобиля, называется спидометром. На самом деле спидометр (от английского слова speed) показывает скорость и только ее. Пробег фиксирует одометр – принципиально иной по конструкции прибор. Единственное, что их роднит, так это приборная доска, на которой они расположены. Поэтому давайте определимся раз и навсегда: корректируют (или «скручивают») не спидометр, а одометр.

Как это устроено?

Для полного понимания вопроса кратко разберемся в устройстве одометра. Примерно до 90-х годов прошлого века в мировом автопроме (на отечественных моделях – дольше) использовался простой механический одометр.

В электронном одометре никаких валиков, редукторов, тросиков и прочего архаизма нет. На том же самом выходном валу коробки (реже на колесе) смонтирован магнитный или оптический датчик, считающий обороты. Далее он передает полученные сведения в электронный блок управления, а тот уже выводит их на экранчик на приборной панели.

Данные о пробеге сохраняются на всякий случай еще в нескольких блоках управления, иногда – еще в ключе зажигания. Чаще всего резервных точек хранения информации – три-четыре штуки, на самых современных BMW и Land Rover (именно эти марки традиционно считаются самыми проблемными для корректировки пробега) их может быть семь-восемь.

Как скручивается пробег?

Публиковать здесь подробную инструкцию о том, как скрутить пробег, мы не будем. Но расскажем вкратце о сути процесса.

Механический одометр обычно скручивают двумя способами. Первый заключается в том, чтобы присоединить к входному валу счетчика электромоторчик или обычную электродрель и «смотать» его обратно. От этого дедовского метода, кстати, и произошел термин «скрутка пробега».

Минус этого способа в том, что пресловутый редуктор, о котором мы говорили чуть выше, не позволит скорректировать пробег быстро. Сидеть с дрелью придётся часами. Для тех, кто не привык ждать, есть другой вариант: разобрать блок одометра и собрать его заново, выстроив предварительно желаемую комбинацию цифр.

Электронные одометры, как нетрудно догадаться, корректируются с помощью электронных же устройств. На относительно бюджетных и простых автомобилях достаточно отвинтить щиток приборной доски и подсоединить его через разъем к компьютеру, затем с помощью специальной программы скорректировать данные. Щиток ставится на место и тогда, кроме как по царапинам на крепежных винтах, выявить факт вмешательства в систему будет невозможно.

Наличие резервных точек хранения информации о пробеге процесс несколько усложняет, но несильно. В случаях «средней тяжести» нужно подключаться через диагностический разъем к бортовому компьютеру и стирать все данные в резервных блоках. При необходимости «перепрошивают» ключ зажигания. Если хотя бы один блок останется нетронутым, спустя короткое время после корректировки на экранчике одометра рискуют появиться прежние цифры. В особо «тяжелых» случаях в блок управления впаивается новая микросхема, позволяющая корректировать пробег.

На сегодняшний момент не существует ни одного автомобиля, у которого нельзя скрутить пробег. Почему? Да потому, что автопроизводителю нет никакого смысла заниматься защитой данных о пробеге всерьез. Чаяния покупателей на вторичном рынке их не беспокоят, поэтому если вы берете машину с пробегом, то полагайтесь на свои знания и удачу.

Сколько стоит?
Совсем не дорого. При желании можно найти умельцев, которые скрутят простой механический одометр за 1 000 рублей. Простой электронный одометр корректируется по цене от 1 500 рублей. Сложные модели вроде новых BMW и Land Rover «обработать» стоит дороже – от 3 000 до 5 000 рублей. Верхняя планка, впрочем, всегда ограничена фантазией мастера. Если он видит, что клиент явно с деньгами, но без знаний, цена может быть установлена произвольно.

Как определить, что пробег скручен?

Напрямую практически невозможно. Если процедуру корректировки проводили более-менее грамотные люди с минимальными знаниями по специфике моделей, найти следы внешнего вмешательства при компьютерной диагностике не удастся. Можно оценить косвенные признаки износа: стершиеся накладки на педали, обтертую обивку руля и кресел. Попробуйте сравнить ощущения в водительском и пассажирском кресле – у сильно «укатанных» машин первое, возможно, будет продавлено сильнее. Но помните, что накладки, чехлы и оплетки на руль стоят дешево.

Есть еще такие предательские вещи, как этикетки с указанием пробега, которые заботливые сервисмены вешают под капот для того, чтобы хозяин не забыл, когда в следующий раз нужно менять масло. Бывает, что скорректировав пробег везде, где только можно, продавец забывает отрезать эту бумажку, которая выдаст его с головой. Еще имеет смысл посмотреть сервисную книжку – ее отсутствие послужит верным признаком для беспокойства.

Вообще, сам по себе пробег не является основным индикатором износа автомобиля. В Европе за пять лет люди накатывают по 150-200 тысяч километров, но ездят аккуратно и своевременно проводят все сервисные процедуры, в результате чего машины остаются в хорошем состоянии. Безалаберный же водитель может «убить» автомобиль и за 30-40 тысяч. Поэтому при покупке машины в первую очередь обращайте внимания на состояние самой машины, а не на данные ее одометра.

Корректировка одометра – как и для чего изменять его показания

  • Корректировка одометра – как и для чего изменять его показания
  • 1. Что такое одометр и для чего он нужен?
  • 2. Процесс замены одометра своими руками

Добрый день, автолюбители. Сегодня мы поговорим о таком приборе, как одометр. Кто-то скажет, что без этого прибора можно обойтись, и тратить время и деньги на его корректировку совсем не обязательно.

1. Что такое одометр и для чего он нужен?

Для начала давайте разберемся, что же такое одометр. «Одо» с грецкого переводится, как дорога или путь, а «метр» – измерять. Одометр – это прибор, который измеряет общий путь, пройденный автомобилем. Римский инженер и архитектор Витрувий приписывает изобретение одометра Архимеду. Он описывает прибор как телегу с механизмом, который бросал шар в корзину после каждой пройденной мили. Другие источники свидетельствуют о том, что изобретателем был другой древнегреческий изобретатель Герон Александрийский. Кто бы не изобрел этот прибор, но он нашел применение и в наше время. И сегодня помогает водителям замерять точное количество километров, пройденное автомобилем. Давайте разберем случаи в которых просто необходим одометр.

На сегодняшнее время существует три вида одометра. Первый, это механический прибор. Он имеет связь с колесом и считает количество его оборотов. Потом это количество счетчик механически подсчитывает и переводит в километры. Механический редуктор имеет соотношение 1960:1. Это значит, что после 1960 оборотов колеса на табло одометра появляется один километр. Механизм вращает кабель сделанный из туго закрученной проволоки, который находиться в металлической трубке с резиновым корпусом. Прибор вращается с помощью вала коробки передач и соединяется с входным валом одометра на панели приборов. В одометре используется три червячных передачи. Первая от колеса к коробке передач, второй от коробки передач на входной клапан одометра и последний вращает счетчик.

Еще одним видом одометра есть электронно-механический. Здесь подсчет количества оборотов колеса производится так же, как и в механическом приборе. Только счетчик уже преобразовывает эти данные в электронные сигналы и вводит их на индикатор.

Полностью электронные, или как их еще называют – цифровые, одометры являются неотъемлемой частью бортового компьютера. В роботе прибор использует зубчатое колесо, которое размещено на коробке передач и магнитный датчик. Датчик каждый раз фиксирует сигнал мимо проходящего зубца. Компьютер точно знает, какое расстояние проходит колесо между импульсами и выводит данные на экран. Электронный одометр невозможно открутить назад, все данные о пройденном автомобилем расстоянии храниться в блоке управлении двигателем. Электронный одометр считается самым точным из всех.

Но все же относить одометр к точным измерительным приборам нельзя. А все потому, что точность для этого прибора не так уж важна, так как он оперирует большими измерениями. Погрешность прибора составляет до 5%. Это может быть вызвано и другими факторами. Например, гололед, когда колеса крутятся, а автомобиль не едет. Или большой диаметр шин, который не предусмотрен производителем. Также чем старше ваш автомобиль, тем больше будет погрешность и может достичь 15%.

С тем, что такое одометр и какие есть его виды, мы разобрались. Теперь перейдем к проверке «честности» прибора. В большинстве автомобилей стоит механический одометр, что дает водителю возможность «скрутить» его перед продажей авто, дабы скрыть реальный пробег автомобиля. Сам процесс «скрутки» одометра очень прост. Нужно всего лишь отсоединить от коробки передач тросик спидометра и с помощью дрели закрутить его в другую сторону. А когда пробег достиг нужной вам цифры установить все на место. Распознать обман практически невозможно. Единственный вариант проверить состояние крепежной гайки спидометра. Если ее недавно откручивали это будет заметно. А вот если механизм одометра временно отключали, тогда определить обман будет невозможно.

Что касается корректировки одометра, то этот процесс очень трудоемкий и водители часто обращаются за помощью к специалистам на СТО. Но для тех, кто трудностей не боится и привык сам чинить своего «железного коня» мы подготовили подборку промышленного оборудования, которое помогает корректировать спидометры и одометры. Первый прибор это Импульсный ОВDІІ – намотчик. Он подключается к генератору импульсов и создает импульсы, имитирующие сигналы датчика скорости и корректирует показания одометра. Второй прибор это Крутилка ABS, ее используют для корректировки данных бортового компьютера. Он имитирует скорость вращение колес и изменяет показатели одометра. Для электронных одометров отечественного производства и зарубежных на базе EEPROM используют программное устройство ПО 5 pro. Популярная программа STool проводит изменения данных одометра через диагностический порт типа M-BUS и ELM327. данную операцию можно осуществить на автомобилях марки ВАЗ, Тойота, Мазда, Киа, Хундай и Форд.

2. Процесс замены одометра своими руками

Чтобы заменить одометр своими руками, необходимо для начала демонтировать приборную панель. Чтобы снять панель отключите ее от питания аккумулятора, а затем пересядьте на водительское сидение. Отодвиньте кресло до упора назад и опустите руль максимально вниз. Начинайте осторожно демонтировать панель последовательно отключая ее от контактов. Дальше ищем микросхему и нужно ее осторожно выпаять. Дальше производим программирование, устанавливаем ее на программатор и при этом следим за дампом памяти. После удачного завершения программирования нужно вернуть плату на место собрать панель в обратном порядке.

Можно сделать вывод, что одометр очень важный прибор для водителя. Ведь это зеркало души вашего автомобиля. Каждый внимательный водитель обращает внимание на показатели прибора, дабы знать точно, когда нужна замена масла или какой-нибудь детали. Одометр покажет, когда необходимо делать ремонт двигателя, чтоб избежать еще больших проблем.

Подписывайтесь на наши ленты в таких социальных сетях как, Facebook, Вконтакте, Instagram, Pinterest, Yandex Zen, Twitter и Telegram: все самые интересные автомобильные события собранные в одном месте.

Что такое одометр и его корректировка своими руками: описание с фото

Корзина

КАК ПОБЕДИТЬ ОДОМЕТР?

Архив. Материал обзорный.

Оставим в покое этическую сторону корректировки показаний одометра, одометры скручивали или накручивали с тех самых пор, как они были изобретены. Так же не будем рассматривать механический одометр, смотать который под силу даже самому ленивому и обратим свой взор на электронные одометры ВАЗ с индикацией пробега на жидкокристаллическом индикаторе.

В настоящее время на переднеприводных автомобилях ВАЗ применяются три типа приборных панелей с электронным одометром: панель типа VDO, Курского НПО «Счетмаш» и панель нового образца Владимирского завода «Автоприбор», с одним узким дисплеем и маркировкой – буквы АП в овале. В упрощенном виде одометр во всех этих системах представляет собой счетчик импульсов, поступающих с датчика скорости автомобиля, делитель и накопитель информации во флэш – памяти панели. Для изменения показаний одометра необходимо корректировать дамп, хранящийся во флэше. Здесь существует несколько путей, рассмотрим каждый из них.

В условиях профессионального автосервиса, естественно применение недорогой полнофункциональной коммерческой программы Combiset от US. Она стабильно работает с большинством приборных панелей ВАЗ и окупается за 2 – 3 раза.

Если Вас интересуют некоммерческие бесплатные варианты – читайте ниже.

Панели а/м Калина

На автомобили «Калина» устанавливаются специально разработанные для этого автомобиля панели VDO, выполненные на процессоре NEC. Для коррекции этих панелей необходимо их разбирать (во всяком случае, пока) и выпаивать еепром для модификации содержимого с помощью внешнего программатора.

В настоящее время данные панели стали устанавливать в семейство 2110 (см. фото) и появились, кроме VDO, аналогичные варианты производства Счетмаш и Автоприбор.

Панели VDO и Счетмаш поддаются корректировке «врукопашную», там несложный алгоритм хранения пробега.

Панель АП, корректируется программой «Combiset 1 . 6 » со специальным адаптером.

Панель VDO (Одно и двух – дисплейные)

Панель VDO. Первый путь самый дешевый, но самый сложный. Требуется разборка панели, резка дорожек, пайка и прочие хитрости. Программирование идет по LPT порту компьютера. Программку считывания – записи и пример расчета дампа можно совершенно бесплатно скачать здесь.

Nik прислал небольшую полезную утилитку собственного изготовления для тех, кто пользуется этим методом. Для работы программы необходим дамп, считанный из EEPROM панели. Формат команды: vdo , программа попросит ввести новые показания одометра и формирует выходной файл с новыми значениями показаний одометра, который необходимо записать обратно в комбинацию приборов.

Если дамп полностью утрачен, скачивайте полный дамп для 2 ‑х окошечной VDO, присланный Евгением Кузнецовым, слитый с панели для 2115 . А здесь можно скачать дамп одноокошечной панели, присланный Nail.

Программа «Combiset» выставляет любой пробег на данных панелях.

Последняя в настоящее время разработка в области исследовании протокола обмена данных панели VDO, устанавливаемой на автомобили отечественного производства – отличная программа VDO Research. Автор – Эдуард Горбатко, Краснодар.

Программа при использовании несложного адаптера (схема прилагается) позволяет считывать и записывать данные в панель (как весь дамп, так и только данные пробега), имеет встроенный калькулятор пробега и довольно «продвинутый» отладчик.

Программа является freeware (бесплатной). СКАЧАТЬ

Панель Владимирского завода «Автоприбор» (АП) с однострочным дисплеем.

Панель, с маркировкой АП в овале имеет несколько простецкий вид, но очень (скоре – чрезмерно) серьезные внутренности, собрана на 4 PIC«aх, один из которых PIC 12 СЕ 519 используется в одометре. Этот PIC представляет собой однократно программируемый микроконтроллер с 1024 * 12 бит для управляющей программы и 16 байт EEPROM, недоступный извне, для хранения временных параметров. Предположительно там и находятся данные о пробеге. Приветствуются идеи по методам «борьбы» с показаниями одометра на этой панели. Пока же единственно общедоступный способ борьбы – накручивание с помощью внешнего генератора, благо панель ( в отличие от VDO, которая останавливается после 360 км/ч.) позволяет устанавливать большую скорость. Максимально возможная скорость – около 8500 км/ч. Uncle Sam разработал методику борьбы с этой панелью. Необходимо будет собрать несложную схему для подключения к панели. Официальные пользователи COMBISET получат методику бесплатно, обращайтесь к автору.

Нельзя не предупредить о том, что некоторые экземпляры PIC не выдерживают такого количества циклов перезаписи (хотя должны) и просто останавливаются во время процедуры «намотки». Сообщений о таких случаях в последнее время накопилось уже немало.

Есть и другой, более прогрессивный и более дорогой способ борьбы с этими панелями – перепайка PIC«а. В этом случае, устанавливая новый чип PIC 12 CE 519 или PIC 12 F 629 со специальной программой, у нас появляется возможность установить на панели ЛЮБОЙ пробег с помощью кнопки сброса суточного пробега. Процедура эта многократная, т.е запаяв чип, можно корректировать пробег неограниченное количество раз.

В настоящее время данный PIC 12 CE 519 снят с производства, найти их довольно проблематично, поэтому появление их в продаже стало редкостью. Именно по этой причине была разработана «альтернативная» коммерческая прошивка на другом PIC-контроллере PIC 12 F 629 . Этот вариант не требует никаких переделок панели, кроме замены PICа. Нужно всего лишь выпаять стврый ПИК, запаять новый, с измененной прошивкой и у вас появится возможность устанавливать на этих панелях произвольный пробег без риска остановки панели.

Цена 2000 рублей за комплект из 10 шт. Заказать можно здесь.

Просьба не писать с предложениями продать саму прошивку или выслать одну микросхему.

Панели Владимирского завода «Автоприбор» ( АП) с двустрочным дисплеем.

Комбинация панелей АП с двустрочным дисплеем выпускается в двух модификациях – с горящими незначащими нулями перед пробегом и без них (более новая). Панель с нулями корректируется программой Combiset, панель БЕЗ НУЛЕЙ поддерживается только версией 1 . 6 при наличии специального адаптера.

Для «борьбы» с показаниями этих панелей российскими умельцами придуман «хардварный» способ – установка дополнительного процессора (пика) устанавливаемого на весу. В настоящее время известно, как минимум, 2 разработки на PIC 12 F 629 и одна на AT 90 S 2313 . Второй вариант несколько сложнее, используются навесные элементы: кварц, 3 конденсатора и 3 резистора.

В любом случае это прекрасная альтернатива тупой и длительной намотке. В зависимости от подготовки специалиста доработка занимает 3 – 10 минут.

Курская панель «Счетмаш» (Одно и двух дисплейные)

Для любителей сматывать электронные одометры совершенно бесплатная программа kurskset ©UncleSam для изменения показаний одометра курских комбинаций. Процедура производится без разборки панели.

Схема подключения панели к LPT-порту приведена на рисунке. Всю начинку адаптера удобно собрать прямо в корпусе 25 -пинового разъема LPT. Для запитывания панели необходим источник постоянного тока напряжением 12 Вольт. Место подключения контактов к панели – на фото в белом квадрате. Используются правый и левый верхние контакты.


Порядок работы:

1 . Отвернуть заднюю пластмассовую крышку комбинации приборов
2 . Припаять провода к контактным площадкам или любым другим способом обеспечить надежный контакт на время работы.
3 . Подключить разъем питания к белой колодке.
4 . Подать питание. На комбинации должно высветиться текущее значение километража
5 . Подключить адаптер к LPT – порту компьютера.
6 . Запустить программу (kurskset 1 – LPT 1 ; kurskset 2 – LPT 2 )
F 6 – считывание показаний одометра
F 7 – ввод новых значений.
После ввода показаний нажать ENTER. Alt+X – выход из программы.
7 . Отключить питание. При последующих включениях высветится уже новое показание одометра.
8 . Вернуть все на место.

Для любителей «рукопашного боя»: Пробег хранится по адресам 00 h – 02 h, в ячейках с младшими адресами находятся младшие значащие цифры, например для пробега 13164 км. будем иметь 64 h, 31 h, 01 h. В ячейке 07 h находится контрольная сумма предыдущих семи ячеек. Рассчитывается как простое суммирование ячеек от 00 h до 06 h, с последующим усечением результата до байта. В ячейках 08 h – 0 Fh находится дублирующая информация, которая полностью повторяет информацию из ячеек 00 h – 07 h.

У многих возникли трудности по использовании при использовании данной программой. Рекомендации автора: использование «голого» DOS, адрес в Setup‑е 378 h. Но панель категорически отказывается связываться с компьютером. Однако Анатолий Уланов ( aka Ant, Казань) решил для себя эту проблему и корректировал уже не одну панель. Вот его технология «…Сначала подключаешься как в описании, те даешь питание и провода цепляешь на левый верхний контакт и правый. Жмешь F 7 , вводишь новые показания одометра, затем левый провод перекидываешь на левый нижний контакт и сразу жмешь F 6 . Панель начинает тарахтеть своими моторчиками. Тут же отключаешь питание от панели. Опять даешь питание – на одометре должны быть уже другие показания. Видимо, когда цепляешься к левому нижнему контакту и производишь считывание, то происходит перезапуск и панель запоминает новые показания. Проверено несколько раз…»

Замечу от себя, что при отключенном питании у меня панель программируется без проблем.

Способом подключения адаптера KURSKSET к двухокошечной панели производства «Счетмаш», г. Курск, любезно поделился с US, а он, соответственно, с нами, Дамир Габдрахманов. Контакты подключения находятся слева от кварцевого резонатора. Панель можно не запитывать от внешнего источника питания + 12 V, для этого необходимо подвести к шине питания на панели провод от 1 ‑го контакта на разъеме LPT. Обший провод также, как и ранее, должен быть подключен к 1 ‑му контакту белой колодки приборной панели. Для устойчивой работы необходимо применять транзисторы с коэффициентом усиления не менее 800 . По утверждению автора, все работает нормально.

Выражаю признательность Дамиру Габдрахманову и UncleSam за предоставленную информацию.

Общеизвестный «глюк» Курских панелей – из-за помех по питанию, например, при прокрутке стартером или неисправности генератора – сброс на показаний на 141141 . После корректировки работает такая панель нормально – до следующего пересброса…

Оборотная сторона платы

Панель «Счетмаш» несколько другой модификации можно «победить» несколько иначе. Методикой поделился Игорь Быков (aka Garry Bull). Методика довольно варварская и имеет смысл только при некоммерческом использовании.

Нужно перерезать дорожки, идущие от EEPROM к процессору. Желтыми стрелками на фото обозначены места разрезов дорожек.

Далее (посредством описанного выше адаптера «LPT – панель» на КТ 3102 ) подсоединиться к контактам 24 LC 2 B. При этом, если рассматривать схему адаптера в сторону панели, то провод, идущий от коллектора КТ 3102 необходимо подпаивать к контактной площадке, обозначенной на верхнем фото красной стрелкой с цифрой « 1 » (соответствует 5 ‑й ноге 24 LC 2 B), а провод, идущий от 4 ‑го контакта LPT – к контактной площадке, обозначенной красной стрелкой с цифрой « 2 » (соответствует 6 ‑й ноге 24 LC 2 B). Далее подцепляем сей девайс к LPT, подаем питание на панель, включаем копм и запускаем «kurskset» от UncleSam.

По F 7 записываем новые показания, потом проверяем запись по F 6 . При этом на самом одометре должны быть нули. Далее выключаем питание панели, выключаем компьютер, отсоединяем адаптер с обоих сторон, восстанавливаем дорожки. После включения панели на одометре должны быть уже новые показания.

Не забывайте, нужно, чтобы компьютер работал в «чистом» DOS’е.

В начале 2007 г. появилась еще одна модификация панели «Счетмаш» 2115 – 3801010 – 03 . Панель с точки зрения «покрутить» простая – память 24 LC 0 . Пробег хранится по адресам 00 – 02 в ячейках с младшими адресами находятся младшие значащие цифры, например для пробега 10028 км. будем иметь 28 00 01 . По адресам 03 и 04 две контрольные суммы; по адресу 03 контрольная сумма ячейки с адресом 02 (FF-adr 2 ), по адресу 04 контрольная сумма ячеек с адресами 00 и 01 (FF-(adr 0 +adr 1 )). Например, пробег 10028 км будет выглядеть как 28 00 01 FE D 7 . Как это выглядит в редакторе. Дамп панели.

Корректировка одометра своими руками

Кто-то может, конечно, сказать, что одометр – это не слишком важный прибор в автомобиле. Мы же поспорим и сегодня сообщим, как его откорректировать своими руками.

Что такое одометр и для чего он нужен?

В самом начале стоит просветить незнающих людей. Одометр – это прибор, который показывает общий путь, пройденный автомобилем в километрах. Спидометр и одометр вкупе являют целостное устройство, а для их корректировки обычно требуется специальная аппаратура, знания и терпение. Немного ранее мы уже говорили, как самостоятельно откорректировать спидометр, а сегодня поведаем, как провести аналогичную процедуру с одометром.

Потребность в подобной процедуре возникает в нескольких случаях: когда вы хотите оценить состояние автомобиля (например, при покупке авто), с целью контроля работы недобросовестных нанятых водителей, а также после проведения капитального ремонта.

Процедура корректировки одометра является довольно трудоемкой, поэтому многие автовладельцы предпочитают ее осуществлять на СТО, доверяя своего железного коня профессионалам. Те же, кто немного посмелее и смекалистее отваживаются откорректировать одометр своими руками. Думаем, раз вы читаете этот материал, то вас можно причислить к категории смельчаков и вам будут полезны наши советы.

Процесс замены одометра своими руками

Первым этапом работы, как вы уже догадались, и будет демонтаж этой самой панели. О том, как ее осуществить мы уже говорили, когда ведали вам, как своими руками своими руками заменить подсветку панели, так что повторяться не будем. После того, как вы ее демонтировали необходимо найти микросхему и выпаять ее, установите ее на программатор и внимательно следите за дампом памяти (информация, которая хранится в компьютерной памяти). Это позволит сберечь данные при вероятном невезении последующей записи видоизмененной информации.

После успешного завершения предыдущего этапа работы вам следует припаять модифицированную микросхему на ее законное место. Теперь стоит осуществить монтаж приборной панели, в обратной последовательности тому, как она была демонтирована. Готово!

В целом на всю описанную выше процедуру у вас уйдет не более получаса, конечно, только если вы обладаете достаточным опытом и знаниями по проведению подобных процедур, в противном случае потребуется немного больше времени и терпения!

Одометр, если так можно выразиться, является зеркалом души вашего автомобиля, поскольку именно он напоминает водителю о пройденных километрах пути, о тех трассах, буераках, горах, долинах и бездорожье, которые он покорял. Для кого-то это история, которую он с улыбкой вспоминает, для тех же, кто относится к автомобилю как к средству передвижения, считая его бездушной железякой, – это тяготы жизни, ведь автомобиль чувствует безразличие и невнимательность хозяина, и тогда он становится не боевым товарищем, с которым можно и в огонь, и в воду, а куском проблем и забот. Любите свой автомобиль, проявляйте заботу и тогда ваш железный конь прослужит вам верой и правдой не один год, и даже из самых серьезных неприятностей он вывезет вас с гордостью и станет вашей надежной опорой и поддержкой! Удачи вам на дорогах, зеленого света, отсутствия помех и доброжелательных автоинспекторов!

Ссылка на основную публикацию