Характеристика датчиков ваз 2115: их функциональное назначение и неисправности

Датчики ВАЗ 2115: их особенности и назначение

Машины российского производства сегодня оснащаются множеством электронных устройств, позволяющих обеспечивать нормальную работу многих узлов и агрегатов. В этой статье мы поговорим о контроллерах и регуляторах, которые стоят на ВАЗ. Где располагаются на ВАЗ 2115 датчики, какова цель их назначения, какие неисправности могут произойти в работе устройств — читайте ниже.

Положения распределительного вала (датчик фаз)

ДПРВ или датчиком фаз оборудуются все двигатели с инжектором на 16 клапанов, а также 8-клапанные карбюраторные моторы с фазированным впрыском горючей смеси.

Регулятор передает на блок управления информацию о цикле функционирования двигателя:

  • какой клапан на данный момент открыт;
  • какая реализуется фаза газораспределения.

В соответствии с полученными данными бортовой компьютер рассчитывает момент впрыска бензина, чтобы горючее подавалось перед тем, как будет открыт впускной клапан. Как правил, датчики ВАЗ расположены в моторном отсеке и ДПРВ — не исключение, он расположен рядом с ГБЦ и воздушным фильтром.

Новый ВАЗовский ДПРВ

Регулятор температуры хладагента или ДТОЖ расположен на термостате, его функция заключается в контроле уровня температуры силового агрегата. Как показывает практика, обычно такие контроллеры характеризуются надежностью и высоким ресурсом эксплуатации, поскольку по сути, он выполняет только одну функцию. Бортовой компьютер, получив сигнал от ДТОЖ, осуществляет корректировку частоты оборотов мотора, а также соотношения топлива и воздуха для образования горючей смеси.

Основные симптомы поломки регулятора — на приборной панели показываются неверные данные о нагреве ДВС или силовой агрегат начинает перегреваться из-за того, что неработоспособный датчик не включает вентилятор охлаждения. Если в системе имеются признаки неисправности, деталь нужно как можно быстрее заменить.

Детонации

8- и 16-клапанные моторы оснащаются также датчиками детонации. Этот элемент располагается на головке БЦ, между цилиндрами 2 и 3. Его можно увидеть, если посмотреть на агрегат со стороны вентилятора. Показания этого устройства определяют угол опережения зажигания. Поэтому если в работе системы появились ошибки или замечены признаки неисправности контроллера, устройство необходимо поменять.

Кислорода

Регулятор кислорода в народе именуется лямбда-зондом. Этот контроллер предназначен для передачи на ЭБУ данных о том, какой объем кислорода содержится в выхлопных газах. Расположен элемент в приемной магистрали глушителя, рядом с резонаторным устройством. При поломке регулятор авто при движении начнет дергаться, поэтому если проявились признаки неисправности, устройство нужно менять.

Шесть кислородных устройств для авто

Положения коленчатого вала

Датчик коленвала ВАЗ являет собой элемент, позволяющий передавать сигналы бортовому компьютеру о положении коленвала. От того, как работает этот элемент, зависит работоспособность систем подачи горючей смеси, а также системы зажигания. А если речь идет об инжекторе, то ДПКВ определяет функциональность форсунок.

Часто этот элемент зовется регулятором синхронизации, поскольку блок управления, получив данные от него, выявляет необходимый момент впрыска бензина в цилиндры мотора. В том случае, если устройство ломается, бортовой компьютер начнет передавать некорректные данные, что впоследствии приведет к сбоям в работе системы подачи бензина. Соответственно, нормальная работа форсунок будет невозможной. Сам регулятор находится рядом с распределительным валом и ремешком генераторного механизма.

Положения дроссельной заслонки

Датчик положения дроссельной заслонки (сокращенно — ДПДЗ) представляет собой один из основных компонентов, обеспечивающих нормальную работоспособность топливной системы. Из названия можно догадаться, что контроллер дроссельной заслонки ВАЗ передает данные на бортовой компьютер о том, под каким углом в настоящее время находится дроссель. Более подробно симптомы поломки и процесс замены устройства описан на видео (автор — Иван Васильевич).

Частота импульса является одной из ключевых характеристик датчика дроссельной заслонки. Учитывая изменения этого параметра ЭБУ мотором выявляет нужную степень нажатия на акселератор. В конечном итоге бортовой компьютер подбирает наиболее оптимальный режим охлаждения силового агрегата, а также объем подаваемого бензина. Поскольку сам по себе контроллер является частью дросселя, он находится на корпусе данного узла, неподалеку от регулятора холостого хода.

Скорости

Сигналы о скорости машины передаются на блок управления с помощью импульсных сигналов. Как правило, за один пройденный автомобилем километр устройство передает около 6 тысяч импульсов. Скорость машины определяется бортовым компьютером с учетом чистоты поступления импульсов. В конечном итоге полученные данные применяются для корректировки оборотов силового агрегата при работе в холостом режиме. Когда устройство выходит из строя, это приводит к увеличению расхода топлива, особенно, при езде на холостых оборотах. При этом мощность двигателя будет снижена, а также откажется работать спидометр.

Холостого хода

Как вы уже могли понять, практически все контроллеры на ВАЗ 2115 предназначены для считывания информации. Но регулятор холостого хода не только передает данные, но и представляет собой регулирующий элемент, который так или иначе влияет на работу силового агрегата в холостом режиме. Более подробно о диагностике неисправностей устройства, а также его замене вы можете узнать из видео ниже (автор ролика — Иван Васильевич).

ДХХ оснащается электроприводом, а также специальной конической иглой, установленной таким образом, что входит в дроссельную магистраль. Когда авто едет на холостых оборотах или стоит на месте, регулятор изменяет положение этой иглы, в соответствии с чем магистраль открывается либо закрывается. В конечном итоге производится и регулировка воздуха, который поступает в дроссельный узел. Для установки контроллера в дросселе есть специальное место, поэтому его без проблем можно найти при необходимости — к магистрали устройство крепится на двух болтах.

Массового расхода воздуха

Этот датчик, как и большинство других, осуществляет передачу данных на блок управления мотором. Благодаря этой информации бортовой компьютер производит регулировку наиболее оптимального соотношения объемов топлива и воздуха для формирования горючей смеси. Впоследствии эта смесь подается на форсунки мотора. Если этот элемент работает некорректно или с ошибками, то горючая смесь в конечном итоге не сможет соответствовать параметрам режима функционирования силового агрегата. Соответственно, в конечном итоге это может привести к снижению тяги двигателя, а также ухудшению динамики транспортного средства в целом.

Помимо этого, выход из строя ДМРВ чреват увеличением расхода топлива. Что касается места установки, то устройство находится на магистрали воздушного фильтрующего элемента, неподалеку от большой впускной магистрали. При выявлении неисправностей контроллер необязательно менять — его можно попытаться прочистить своими руками.

Видео «Чистка ДМРВ в домашних условиях»

Подробнее о том, как правильно произвести очистку регулятора в гаражных условиях, вы сможете узнать из видео ниже (автор — канал IZO)))LENTA).

Лада 2115 “1.6” Забияка › Бортжурнал › неисправности датчиков ВАЗ

Новые “ВАЗ” с системами впрыска, мощным и экономичным двигателем хороши в дальних поездках. Но именно там, вдалеке от “продвинутых” СТО и квалифицированных специалистов, тревожный сигнал “Check Engine” (Check Engine — лампочка на щитке приборов говорящая о том что ЭБУ(электронный блок управления) обнаружил проблемы в системе управления двигателем), особенно пугает путешественников. Одни ударяются в панику и, боясь необратимых последствий, достают из багажника трос. Другие, напротив, хладнокровны: раз мотор работает, значит, лампа “просто ошиблась” и “сама погаснет” — можно ехать в прежнем темпе.
Умение распознавать симптомы типичных впрысковых недугов, представлять, чем грозит горящая желтая лампа, поможет сохранить нервы, деньги, время и мотор. Если двигатель исправен, сигнал “Check Engine” должен погаснуть через 0,6 секунды после пуска — этого хватает на то, чтобы система самодиагностики убедилась: все в порядке. Если все же лампочка продолжает гореть, то есть место присутствие неисправности, которую возможно выявить с помощью специального мотор-тестера на СТО или своими силами. Что касается “своими силами” – это поверхностная диагностика, которая может дать примерное определение неисправности, причина этому – отсутствие специальных измерительных приборов и параметров компонентов системы впрыска. Но в дороге, в отсутствии СТО, это может помочь Вам и придать уверенность, что машина все-таки доедит до назначенного пункта.
Что-то не работает, что теперь может быть?
ДПДЗ — датчик положения дроссельной заслонки.

Переменное сопротивление, находящееся на корпусе дроссельной заслонки. На некоторых старых иномарках дополнен концевым выключателем, замыкающимся при полностью закрытой заслонке. Показания датчика используются в расчётах длительности впрыска топлива и угла опережения зажигания, а также определения режима работы ХХ, ускорение и т.д. При отказе показания замещаются (обычно датчиком ДМРВ + ДПКВ ), возможны неустойчивые обороты ХХ, или отсутствие ХХ. На ВАЗ чувствительный элемент датчика выполнен в виде полимерной плёнки с нанесённым графитовым напылением, образующим дорожки с необходимым сорпротивлением, по которым скользит ползунок. Видимо материал и технология выбраны не особо правильно, поскольку этот датчик наиболее часто выходит из строя. Распространенная неисправность протёртось дорожки в определённом месте, при попаднии ползунка на этот участок, машина начинает дёргаться при неизменном положении педали газа. Потеря мощности, неприятные рывки и провалы на разгоне, нет торможения двигателем. Двигатель словно подменили, а сигнальная лампа может и не загореться. Блок управления способен определить обрыв или короткое замыкание датчика и его цепи, но пасует перед “плавающим” сигналом. При полном отсутствии контакта обороты ХХ выставляются около 1500. Ещё один вариант, при отпущенной педали газа датчик начинает менять свои показания от 0,1-5%, при этом контроллер начинает считать, что нажимается педаль газа — начинают плавать холостые. Долгая езда с этой неисправностью не просто неприятна, а опасна. При больших нагрузках компьютер, не получая должной информации, будет исходить из того, что автомобиль движется в умеренном режиме, на экономичной смеси. Поэтому езда “с педалью в полу” приведет к перегреву и детонации со всеми вытекающими последствиями. Двигаться до гаража или станции сервиса следует в этом случае не торопясь, в щадящем темпе.
РДТ — регулятора давления топлива.

Клапан контролирующий давление в топливной магистрали, принцип действия чисто механический, не управляется и не контролируется ЭБУ. Неисправность соответственно не диагностируется, возможны проблемы с пуском или с большим содержанием СО и потреблением бензина. На ВАЗ стоит на рампе, соединятся с трубкой слива топлива в бак и воздушной с впускным коллектором. Связь с коллектором для управлением давлением в зависимости от разряжения во впускном коллекторе, что нужно для компенсации впрыска форсунок при открытии, закрытии заслонки. Исправность контролируется с помощью манометра подключаемого к топливной рампе, давление в рампе при работе двигателя на холостом ходу с надетой вакуумной трубкой на регулятор давления должно быть 2.2-2.4 бар, со снятой трубкой 2.84-3.25 бар. (также, при пониженном давлении — убедиться в исправности топливного насоса, при повышенном — в отсутствии сопротивления току топлива в магистрали слива в бак). В последниих системах РДТ стоит баке вместе с насосом поддержиает постоянное давление 3.8 бар. Неисправности: неустойчивая работа двигателя; двигатель глохнет на холостом ходу; повышенная или пониженная частота вращения коленчатого вала на холостом ходу; двигатель не развивает полной мощности, недостаточная приемистость двигателя; рывки и провалы в работе двигателя при движении автомобиля; повышенный расход топлива; повышенное содержание СО и СН в отработавших газах.
ДМРВ — Датчик массового расхода воздуха.

Старый вариант (LMM) — заслонка, устанавливаемая между воздушным фильтром и дроссельной заслонкой, нагруженная пружиной, передающая усилие на движок потенециометра.
Современный вариант (LHM или HFM) — термоанемометрические датчики с нагреваемой нитью или плёнкой. Имеет нагреваемый проводник обтекаемый воздухом. Схема регулирования датчика обеспечивает прохождение через проводник тока такой силы, чтобы его температура превышала температуру обтекающего воздуха на постоянную величину — то есть ток нагрева пропорционален расходу воздуха. Идея неплохая — нет механики, трущихся частей, менее инертен, одновременно определяет темпереатуру, принцип измерения учитывает плотность воздуха и т.д, но необходимо соблюдение технологий производства, в результате датчик служит даже меньше типа LMM. При неисправности замещение ДПДЗ+ДПКВ. При неполном выходе из строя неисправность контроллером не диагностируется, возможен нестабильный ХХ, повышенное потребление бензина, остановке после мощностных режимов, возможны проблемы с запуском. Занижение показаний датчика массового расхода воздуха (ДМРВ) на мощностных режимах приводит к “тупости” мотора и увеличению расхода топлива. Типовое значение расхода воздуха на холостом ходу 8-10 кг / час. При 3000 об / мин — 28-32 кг / час. Датчик сильно влияет на динамику разгона автомобиля — провалы при разгоне, точная диагностика в большинстве случаев затруднена, (можно снимать расход воздуха на ХХ, на различных оборотах, но не всегда аномалии явно проявляются ). Наиболее оптимальным вариантом является пробная поездка с заведомо исправным датчиком. Косвенные варианты измерение напряжение на датчике при остановленном двигателе (в программах диагностики, канал АЦП дмрв ) напряжение абсолютно исправного должно быть 0,996В, при работе на холостом ходу при резком нажатии на газ, показания расхода должны вырасти минимум до 200 кг/ч, при оборотах 2000 расход около 20 кг/ч, при 3000-30.
ДАТЧИК ФАЗ предназначен для определения углового положения распределительного вала

На 8-ми клапанном двигателе установлен в торце головки блока около воздушного фильтра. На 16-ти клапанном — на головке блока около 1-го цилиндра. На 8-ми клапанных моторах, выпущенных примерно до 2005 года датчик фаз отсутствует. Отсутствие датчика фазы означает, что форсунки открываются в попарно-параллельном режиме. Наличие датчика датчик фаз — фазированный впрыск, т.е. открывается только одна форсунка для конкретного цилиндра. Отказ датчика фаз переводит топливоподачу в попарно-параллельный режим, что приводит к некоторому ( до 10% ) повышению расхода топлива. Выхлоп теряет былую чистоту, но поймать увеличение токсичности удается только замерами по ездовому циклу. Также сбои в работе системы самодиагностики.
ДПКВ — датчик положения коленчатого вала.

Индукционный датчик, выдаёт импульсный сигнал при вращении к/в. Отсутствие сигнала означает остановку двигателя, контроллер не даёт импульсы на форсунки, нет искры, просто никак не расчитать в каком положении находится к/в. Что угодно, но только не это. Это единственный датчик, неисправность которого не позволит доехать даже до гаража. Отказ его — явление исключительное. Ошибка датчика 0335 на ВАЗ с контроллером Январь 5, не обязательно свидетельствует о неисправности ДПКВ, в программе предусмотрен контроль расхода воздуха при отсутствии импульсов ДПКВ для выяснения его неисправности, и в некоторых случаях сразу после включения зажигания из за неисправности ДМРВ выскакивает ошибка ДПКВ 0335.
Датчик температуры воздуха обычно где-нибудь на впуске, в системах с ДМРВ LMM типа. В ВАЗ встроен в ДМРВ.
ДТОЖ — термистор, чем горячее тем сопротивление меньше.

Датчик температуры охлаждающей жидкости ВАЗ установлен между головкой блока и термостатом. Датчик температуры охлаждающей жидкости имеет два контакта: один даёт показания для блока управления, второй включает вентилятор( в отличии от одноконтактного датчика температуры для панели приборов, который стоит рядом, не путайте ). Основное функциональное назначение датчика температуры охлаждающей жидкости сродни “подсосу” на карбюраторе — чем холоднее мотор, тем богаче топливная смесь. Конструктивно датчик температуры охлаждающей жидкости представляет собой термистор ( резистор ), сопротивление которого изменяется в зависимости от температуры. Типовые значения 100 гр. — 177 Ом, 25 гр. — 2796 Ом, 0 гр. — 9420 Ом, — 20 гр. — 28680 Ом. Температура охлаждающей жидкости влияет почти на все характеристики управления двигателем. Датчик температуры охлаждающей жидкости весьма надежен. Основные неисправности — нарушение электрического контакта внутри датчика, нарушение изоляции или обрыв проводов вблизи датчика болтающимся тросиком “газа”. Нужен не только для включения вентилятора, но и для расчёта времени впрыска, диагностика только полного отказа, при неисправности проблемы с пуском. Напряжение питания измеряется внутри самого контроллера, слегка влияет на время впрыска ( типа из-за понижения напряжения форсунка медленнее работает и нужно время впрыска увеличить и т.д.) При определённом максимальном значении, происходит отключение исполнительных механизмов для предотвращения их порчи. Если ДТОЖ вышел из строя, компьютер принимает пусковую температуру двигателя равной 0оС и дает соответствующую команду регулятору добавочного воздуха. Неоптимальное соотношение количества бензина и воздуха затруднит пуск в мороз. Уже через две минуты после того, как мотор все-таки пустили, компьютер решит, что температура охлаждающей жидкости достигла 80оС. Так что не только пускать, но и прогревать двигатель придется, работая педалью газа. Другая неприятность ждет водителя, когда мотор нагреется до температуры, близкой к критической, например, в жару, в пробке. Компьютер, получая неверный сигнал и считая, что температура “Тосола” в норме, не откорректирует угол опережения зажигания. Двигатель потеряет мощность и будет детонировать.
ДАТЧИК СКОРОСТИ — установлен на коробке скоростей, в основе эффект Холла, передаёт в ЭБУ импульсы пропорциональные скорости движения.
radikal.ru/F/s008.radikal.ru/i304/1011/1e/63675dee8341.jpg
На инжекторных ВАЗах применяются только 6-ти импульсные датчики скорости. Датчик скорости информирует контроллер о скорости автомобиля. Надежность датчика скорости средняя. Часто происходит окисление разъема и проводов вблизи датчика скорости. Выход из строя датчика скорости приводит к незначительному ухудшению ездовых характеристик (кроме Дженерал моторс — двигатель глохнет при движении в режиме холостого хода). В случае “плавающего” контакта возможна нестабильность вращения или остановка двигателя на холостом ходу.
ДАТЧИК ДЕТОНАЦИИ — служит для определения, в каждой конкретной ситуации, угла опережения зажигания.

Бывают резонансными и широкополосными (чуть поменьше и вместо шпильки отверстие ), не взаимозаменяемы. Наиболее распространён пьезокварцевый вибродатчик. Датчик детонации — это надежный элемент, но требует регулярной чистки разъема. Принцип работы датчика детонации как у пьезо зажигалки. Чем сильнее удар, тем больше напряжение. Отслеживает детонационные стуки двигателя. В соответствии с сигналом датчика детонации контроллер устанавливает угол опережения зажигания. Есть детонация — более позднее зажигание. Чаще поврежденными оказываются подходящие к нему провода. Их нужно проверить, если лампа самодиагностики загорается при 3000 об/мин и выше. Мотор станет более чувствителен к качеству бензина — заправка непроверенным топливом приведет к “стуку пальцев”.
ЛЯМБДА-ЗОНД — датчик содержания кислорода в выхлопных газах.

Датчик кислорода ВАЗ установлен на приемной трубе глушителя. Серьезный, но весьма надежный электрохимический прибор. Задача датчика кислорода — определение наличия остатков кислорода в отработавших газах. Есть кислород — бедная топливная смесь, нет кислорода — богатая. Показания датчика кислорода используются для корректировки подачи топлива. Категорически запрещается использование этилированного бензина. Выход из строя датчика кислорода приводит к увеличению расхода топлива и вредных выбросов. Рабочая температура 150-360 С. Распространены два типа датчиков — в одном чувствительный элемент из диоксида циркония, в другом — диоксид титана. Различные модификации, по способу подключения — с подогревом / без. Выходное напряжение от 0.05В до 1.0В — низкое при бедных и высокое при богатых, на основании данных датчика ЭБУ поддерживает необходимое соотношение топливо/воздух = 14.7 — полное сгорание топлива минимум СО, СН, точность определения — 0,5%. Датчик на основе диоксида циркония — генерирует напряжение, а титановый меняет свою электропроводнность — не взаимо заменяемы. Со временем датчик стареет скорость измерения показаний падает, ЭБУ диагностирует только полный выход из строя датчика — отсутствие изменения показаний, или выход за допустимый диапазон. Датчик не рассчитан на работу двигателя с этилированным бензином — резкое уменьшение срока службы. В системах не использующих лямбда-зонд используется потенциометр СО, позволяющий выставить уровень СО в выхлопных газах. Потенциометр СО — переменный резистор.
ШТАТНЫЙ ИММОБИЛАЙЗЕР

Топливные форсунки ВАЗ установлены вместе с рампой на впускном коллекторе. Одна форсунка на каждый цилиндр. Топливная форсунка дозирует подачу топлива под давлением во впускную трубу цилиндра по команде контроллера. Очень выносливы. При нарушении работы топливных форсунок двигатель “троит”, не развивает мощности.
БЕНЗОНАСОС

Бензонасос электрический, погружной, находится в баке, максимальное давление топливного насоса минимум 5бар, производительность топливного насоса свыше 80 литров в час. Выходит из строя при отсутствии бензина, попадании воду мелких твёрдых частиц. При отказе бензонасоса двигатель не запускается.
регулятор холостого хода.
МОДУЛЬ ЗАЖИГАНИЯ — на ВАЗ представляет собой блок с двумя катушками и коммутаторами.

На 8-ми клапанном двигателе ВАЗ модуль зажигания установлен на блоке двигателя со стороны свечей, на 16-ти клапанном ВАЗ — сверху мотора около дроссельного патрубка. Модуль зажигания содержит два мощных электронных ключа и две катушки зажигания. Искрообразование производится по методу “холостой искры”, т.е. искра образуется одновременно в двух цилиндрах: 1-4 и 2-3. В одном цилиндре рабочая искра, в другом — “холостая”. На 16-ти клапанных моторах объемом 1.6 литра используются индивидуальные катушки зажигания на каждую свечу с фазированным управлением. Обычно Модуль зажигания выходит из строя в первые 5-10 тыс. км. Если за этот период модуль зажигания не “сгорел”, то “живет” долго. Типичной неисправностью является прекращение искрообразования при нагреве двигателя на одной двух свечах. При отказе модуля зажигания двигатель “троит”, дергается, и автомобиль очень плохо разгоняться. И, наконец, полное отключение двух цилиндров. Если вам необходимо проехать несколько километров с “двоящим” мотором, отключите разъемы соответствующей пары форсунок, чтобы бензин не смывал масло со стенок нерабочих цилиндров и не попадал в картер. В зависимости от завода-изготовителя и даже партии качество и надёжность модулей весьма разная. Абсолютно новый может оказаться нерабочим.
РДВ или РХХ — Регулятор добавочного воздуха или Регулятор холостого хода, служит для подачи определённого количества воздуха в обход закрытой дроссельной заслонки.

На ВАЗ — РХХ выполнен виде моторчика, по команде контроллера вдвигающего и выдвигающего стежень, изменяющий сечние воздушного обходного канала. Моторчик безсчёточный, две иппульсно управляемые обмотки статора и якорь — постоянный магнит. Регулятор холостого хода установлен на дроссельном патрубке под датчиком положения дроссельной заслонки. Регулирует подачу воздуха на холостом ходу и при запуске двигателя. Основа регулятора холостого хода — маломощный шаговый двигатель. Малейшая грязь и он стопориться. Надежность работы зависит от смазки, которую иногда забывает положить изготовитель, от качества используемого моторного масла, от правильности регулировки тепловых зазоров клапанов, от состояния системы вентиляции картера, свечей (во впускной патрубок попадает масло и отлагается в виде нагара на дроссельном патрубке). Неисправности: загрязнение канала и иглы сгустками масла, механический износ, обрыв обмоток. В зависимости от момента происхождения неисправности, возможно зависание каких-то определённых оборотов ХХ, остановка двигателя сразу после запуска, но нормальная работа со слегка нажатой педалью газа, отсутствие холостых. При неисправности РХХ можно разве что только заменить, в случае сильного загрязнения, при наличии управления иглой можно попробовать предварительно промыть канал и сам РХХ. Контроллер с помощью РХХ управляет величину оборотов на холостом ходу, включая режим пуска и прогрева. Номинал оборотов задан в программе контроллера и зависит от температуры охлаждающей жидкости.
ВЕНТИЛЯТОР В СИСТЕМЕ ОХЛАЖДЕНИЯ

Вентилятор в системе охлаждения включается по команде контроллера при температуре охлаждающей жидкости от 98 до 107 С в зависимости от типа контроллера. Отказ вентилятора, в основном, связан с цепями управления, приводит к перегреву двигателя.
Запаситесь перед дальней дорогой датчиком коленвала, катушкой зажигания, а для подстраховки — бензонасосом и стартуйте. Счастливого пути!

Назначение и неисправности датчиков ВАЗ-2115

Автомобили сейчас в России снабжаются множеством электронных приборов контроля. В этом смысле ВАЗ-2115 не исключение – на нем установлены различные датчики. Каковы их назначения и возможные неисправности, рассказывается в данной статье.

В случае если в двигателе возникает какая-либо проблема, на панели приборов в салоне немедленно загорается тревожная лампочка. В ситуации когда неисправность малозначительная, то она гаснет приблизительно через секунду после запуска силового агрегата. Примерно столько времени требуется бортовому компьютеру, чтобы провести диагностику.

Если же поломка достаточно серьезна, то ЭБУ сигнализирует об этом, выдавая те или иные коды ошибок. Так:

  • 2 означает, что проблемы возникли с датчиком уровня топлива;
  • 13 – нет сведений о качестве воздуха;
  • 14-15 – не контролируется уровень антифриза;
  • 19 – некорректные показатели от датчика коленвала;
  • 21-22 – неполадки с дроссельной заслонкой;
  • 23-25 – отказал прибор, фиксирующий температуру воздуха;
  • 24 – не работает измеритель скорости;
  • 33-34 – неполадки в ДМРВ;
  • 35 – сбит регулятор холостого хода;
  • 43 – поломка датчика детонации;
  • 61 – не подаются данные от прибора, замеряющего уровень кислорода.

Знание кодов позволяет быстрее разобраться с проблемами.

Это датчик, фиксирующий положение заслонки дросселя. Его показания нужны для того, чтобы бортовой компьютер смог рассчитать:

  • длительность впрыска горючего;
  • угол опережения срабатывания зажигания;
  • режим работы всей силовой установки;
  • момент ускорения и пр.

Если этот прибор оказывает, то фиксируемые им сведения замещаются данными от ДПКВ и ДМРВ. Поломка обычно сопровождается неустойчивой работой двигателя.

В автомобилях ВАЗ этот прибор контроля представляет собой полимерную пленку с графитовым напылением. В целом практика показывает, что именно указанный датчик чаще всего ломается.

Автомобиль в этом случае:

  • передвигается рывками;
  • торможение силовой установкой часто отсутствует;
  • имеются при разгоне «провалы».

В то же время лампочка «Проверьте двигатель» довольно часто не включается. ЭБУ определяет отказ, только если происходит короткое замыкание, но когда графитовые дорожки изношены частично – диагностика эффекта не дает. Полная утеря контакта приводит к тому, что холостой ход машины удерживается максимум на отметке 1,5 тысячи оборотов.

Иногда наблюдается изменение показаний этого контролирующего прибора в пределах до 5 процентов, когда газ отпущен. В то же время компьютер будет полагать, что водитель в полную силу давит на упомянутую ранее педаль – в итоге обороты на холостом ходу начинают произвольно «плавать». С такой проблемой ездить на машине попросту опасно.

Контролирует функции регулятора давления горючего. На ВАЗ, как правило, устанавливается механического типа прибор, который не сопряжен с ЭБУ. Следовательно, поломка системой не определяется. В этом случае, как правило, возникают проблемы:

  • относительно запуска двигателя;
  • повышенное потребление горючего;
  • излишнее содержание СО в выхлопе.

В 2115 он устанавливается на рампу и соединен обратным отводом топлива с бензобаком, и рукавом с впускающим воздушным коллектором. Определить исправность этого датчика можно при помощи манометра, подключенного непосредственно к топливной рампе. В норме на холостом ходу показания должны быть:

  • до 2,4 бар, если вакуумная трубка была надета;
  • до 3,25 если снята.

Низкое давление нередко еще свидетельствует, что неисправен топливный насос. В то же время высокое говорит о свободном оттоке горючего из магистрали назад в бак.

При отказе РДТ наблюдаются такие неисправности:

  • двигатель работает неустойчиво;
  • на холостом ходу глохнет;
  • слишком низкая или высокая скорость вращения коленвала;
  • потеря мощности мотора;
  • перерасход бензина.

Этот контролирующий прибор отслеживает уровень массового расхода воздуха. В основе его платиновая нить, охлаждаемая атмосферой. Ее при этом нагревают электричеством. В зависимости от потребляемого напряжения рассчитывается актуальный расход топлива и воздуха. Если он отказывает, то его показания ЭБУ замещает данными поступающими от ДПЗД и ДПКВ.

Негодность этого датчика проявляет себя:

  • слишком большим потреблением топлива;
  • нестабильной работой двигателя на холостом ходу;
  • внезапной остановкой после повышения мощности;
  • проблемами с запуском.

Самым простым способом определить его неисправность остается замена на заведомо работающий прибор.

Датчик фаз

Он определяет, в каком именно угловом положении пребывает распределительный вал машины. Располагается устройство недалеко от фильтра воздуха, на блоке цилиндров. При его поломке форсунки будут открываться попарно, в параллельном режиме. В этом случае отмечается повышение расхода бензина приблизительно на 10 процентов.

Этот датчик указывает ЭБУ настоящее положение коленвала. Является индукционным, то есть при вращении указанного выше узла, производит определенные импульсы, частота которых позволяет компьютеру сделать нужный расчет. При потере сигнала происходит остановка силового агрегата. То есть его неисправность не позволит даже добраться до автосервиса. В прочем ломается он очень редко.

В этой ситуации ЭБУ покажет код ошибки – 0335. Впрочем, это не всегда значит, что пришел в негодность именно ДПКВ. Иногда такая же комбинация появляется, если ненадлежащим образом работает ДМРВ.

Сигнализирует о температуре антифриза и является, по сути, термистором. То есть чем сильнее он нагревается, тем больше падает его сопротивление. Располагается датчик неподалеку от головки блока цилиндров и рядом с термостатом. Его сигнал поступает и на бортовой компьютер, и на вентилятор радиатора.

Его часто путают с датчиком температуры, но предназначение последнего – передавать сведения только на приборную панель.

ДТОЖ очень редко выходит из строя. С ним скорее могут происходить такие неприятности:

  • обрыв контакта внутри;
  • разрушение изоляции;
  • разрыв питающих проводков (их чаще всего цепляет трос газа, находящийся в непосредственной близости).

Поломка ДТОЖ приводит к тому, что ЭБУ полагает, будто температура мотора равна нулю градусов и направляет соответствующую команду регулятору подкачки воздуха. В этой ситуации подача топлива не будет оптимальной – в итоге возникают проблемы с запуском двигателя при морозе. В то же время после того, как мотор все же заработает, спустя две минуты компьютер сообщит о нагреве антифриза до 80 градусов Цельсия.

В жаркую погоду, когда автомобиль стоит в заторе, неисправный ДТОЖ может спровоцировать другие серьезные проблемы. В частности, ЭБУ будет полагать, что температура охлаждающей жидкости остается в норме, и, следовательно, не произведет перерасчета угла опережения срабатывании зажигания. В итоге мощность упадет, и двигатель заглохнет.

Датчик Холла (скорости)

Этот контролирующий прибор располагается непосредственно на коробке переключения скоростей. ВАЗ с инжекторным двигателем снабжается датчиками на шесть импульсов. Выход из строя его приводит только к незначительному снижению характеристик транспортного средства. Если был частично утрачен контакт, то двигатель на холостом ходу может глохнуть.

Датчик детонации

Он необходим для того, чтобы точно определять угол опережения зажигания. Он практически никогда не ломается. В то же время его разъемы нуждаются в регулярном очищении от грязи. Обычно проблемы возникают в связи с обрывом проводов, идущих к датчику. Проверка требуется в тех ситуациях, когда включается сигнал неполадки, при том, что двигатель работает на 3 тысячах оборотов и более.

Датчик кислорода

Устанавливается возле глушителя. Он определяет, сколько в выхлопе остается кислорода. Его данные необходимы для того, чтобы надлежащим образом откорректировать подачу горючего в двигатель. При наличии кислорода доля бензина увеличивается. Компьютер способен только определить полный отказ датчика.

Датчики ВАЗ 2115: назначения и неисправности

Инжекторные двигатели управляются не механически, а электронно, с помощью бортового компьютера. Для того, чтобы система могла получать информацию о состоянии различных узлов и агрегатов машины, многие из них оснащаются специальными датчиками. Появились эти устройства и в автомобилях ВАЗ после их оснащения инжекторными двигателями. Не исключение и ВАЗ 2115. Датчики, их назначения, неисправности описаны в этой статье.

Схема расположения датчиков

Датчики под капотом ВАЗ 2115 расположены следующим образом.

1. Датчик фаз; 2. Датчик температуры охлаждающей жидкости; 3. Датчик детонации; 4. Датчик давления масла; 5. Датчик кислорода; 6. Датчик положения коленвала; 7. Датчик скорости; 8. Датчик холостого хода; 9. Датчик массового расхода воздуха; 10-11. Датчик уровня бензина; 12. Датчик уровня тосола; 13. Датчик положения дроссельной заслонки

Датчики, их назначения и неисправности

Давайте теперь поговорим подробнее про каждый из датчиков, разберём где находятся и как выглядят.

Холостого хода (РХХ)

Устройство располагается в дроссельном узле. Он представляет собой небольшую индукционную катушку, внутри которой находится игла. В зависимости от показаний контроллера на обмотку катушки подаётся то или иное напряжение и игла выдвигается на определённое расстояние в патрубок дросселя, регулируя подачу воздуха. С помощью этого корректируется холостой ход.

Регулятор холостого хода

Какого-либо индикатора, отвечающего за этот датчик, нет. Поэтому если данный узел выходит из строя, то это можно понять по следующим «симптомам»:

  • Двигатель глохнет на холостом ходу или при переключении скорости;
  • «Плавающие», нестабильные обороты на холостом ходу;
  • При включении непрогретого двигателя отсутствуют повышенные обороты.

Для замены датчика необходимо обесточить проводку машины, полностью отсоединить дроссельный узел, а затем извлечь из него датчик, предварительно отключив клеммы, подающие на него электричество. На место старого датчика нужно установить новое устройство и поместить дроссельный узел на место.

Детонации (ДД)

Датчик детонации находится между цилиндрами на двигателе автомобиля и реагирует, когда топливо детонирует внутри цилиндра. По сути дела он представляет собой пьезоэлемент. Когда происходит детонация бензина, датчик преобразует колебания, возникающие при этом, в электричество. Ток подаётся на бортовой компьютер и сигнализирует о взрыве топлива. После этого автоматически регулируется опережение зажигания.

При поломке этой разновидности датчика топливо начинает детонировать в двигателе. Чтобы проверить устройство на работоспособность, нужно отсоединить его с помощью ключа от места его крепления, подключить к вольтметру и постучать по нему. Если на вольтметр было подано напряжение, значит, узел рабочий, если же нет – неисправный.

Для замены устройства его нужно открутить от посадочного места с помощью ключа, отсоединить от него клеммы и поставить новый прибор.

Кислорода (Лямбда-зонд)

Датчик кислорода, известный также как лямбда-зонд, устанавливается на выхлопную трубу у самого контакта с цилиндрами. Он измеряет количество содержащегося в выхлопных газах и окружающей среде кислорода. Работает он только при включенном двигателе, так как для его функционирования должен быть нагрет. При попадании на датчик молекул кислорода в нём образуется электричество, которое поступает на блок управления. Бортовой компьютер на основании показаний датчика регулирует подачу кислорода в цилиндры двигателя.

При поломке датчика возникают следующие последствия:

  • Нестабильный расход бензина: то больше, то меньше;
  • «Гуляющие» обороты на холостом ходу;
  • Резкое падение мощности при ускорении.

Для того, чтобы произвести замену данного датчика, необходимо обесточить авто, отсоединить идущие к устройству провода, открутить его с помощью ключа, а затем поставить на его место новое.

Положения коленвала (ДПКВ)

Этот датчик регулирует воспламенение горючей смеси в цилиндрах в зависимости от положения коленчатого вала. Определяется это положения путем считывания электромагнитных импульсов с зубчатого шкива электрогенератора. Сам датчик расположен в непосредственной близости от него.

Датчик положения коленчатого вала

Симптомами поломки устройства могут служить:

  • Нестабильность холостого хода;
  • «Плавающие» обороты;
  • Падение мощности;
  • Проблемы при включении мотора.

В домашних условиях работоспособность датчика можно протестировать посредством мультиметра в режиме омметра. Сопротивление на контактах прибора должно быть от 500 до 700 Ом. Если оно сильно отличается от этих значений, датчик неисправен.

Для замены датчика нужно обесточить проводку автомобиля, отсоединив аккумулятор, отключить от устройства электрические контакты, а затем открутить крепёжный болт, извлечь датчик и поставить новый.

Положения распределительного вала (ДПРВ)

Этот датчик, сокращённо называющийся ДПРВ, считывает данные с распределительного вала. Происходит это при помощи специальной шестерёнки, установленной на валу, на которой отсутствуют два зубца. Нужен данный датчик для регулировки бортовым компьютером машины угла зажигания.

Датчик положения распределительного вала

Если это устройство сломалось, холостой ход становится нестабильным, а также увеличивается потребление двигателем горючего.

Располагается датчик слева от двигателя, около воздухофильтра. Перед его заменой нужно обесточить проводку автомобиля. Затем нужно открутить фиксирующий датчик болт, извлечь его, отсоединить контактную клемму, а потом установить новое устройство.

Температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ)

Датчик температуры охлаждающей жидкости (сокращённо – ДТОЖ) располагается между головкой цилиндров и термостатом. Он измеряет температуру охлаждающей жидкости и передает на бортовой компьютер полученные показатели. На основании этой информации автоматически регулируется скорость вращения вентилятора охлаждения, а также интенсивность работы насоса, подкачивающего тосол.

Датчик температуры охлаждающей жидкости

Признаками поломки могут служить:

  • Самопроизвольное включение вентилятора даже при холодном двигателе;
  • Повышение расхода горючего;
  • Сложность завести двигатель «на горячую»;
  • Перегрев мотора;
  • Показания индикатора на приборной панели не соответствуют реальной температуре двигателя.

Проверить датчик можно, опустив его в разогретую охлаждающую жидкость и замерив сопротивление на контактах с помощью мультиметра. Перед этим температуру жидкости надо измерить термометром, а затем сравнить показания градусника и омметра. Если при температуре 50-60 градусов сопротивление датчика составляет 600-700 Ом, он исправен, если оно значительно отличается от этих цифр, устройство неисправно.

Чтобы заменить датчик, нужно обесточить проводку авто, слить охлаждающую жидкость, отключить датчик от проводки, выкрутить его из посадочного места и поставить новый прибор.

Датчик фаз

Он отвечает за поочередный впрыск бензина в цилиндры. При его нормальном функционировании форсунки открываются поочередно. В случае выхода из строя он перестаёт подавать сигналы на бортовой компьютер машины, после чего включается режим подачи бензина, при котором горючее впрыскивается одновременно в два цилиндра.

Понять о том, что возникла неисправность, можно по незначительному увеличению расхода бензина, которое составляет примерно 10%. Также снижается чистота выхлопных газов, в них становится больше токсичных примесей. Кроме того, при запуске двигателя на приборной панели загорается лампочка «проверить двигатель».

Однако без использования специальной техники сказать с полной уверенностью, исправен ли этот датчик, невозможно, поэтому поломку можно выявить только в автосервисе.

Расположен датчик на головке цилиндров. Перед заменой нужно обесточить автомобиль, отключив аккумулятор. Для замены необходимо открутить датчик ключом, а на его место поставить новый, предварительно смазав герметиком, и подключить его к проводке машины.

Положения дроссельной заслонки (ДПДЗ)

Поскольку в автомобилях ВАЗ 2115 стоит инжекторный двигатель, в котором педаль газа напрямую не связана с дроссельной заслонкой, которая управляется электронно, для регулировки подачи топлива используют датчик положения дроссельной заслонки (ДПДЗ). По сути этот датчик представляет собой потенциометр. Он имеет три контакта. Один заземлён, на второй подаётся +5 В, а третий, подвижный, связан с дроссельной заслонкой. При изменении положения заслонки меняется сопротивление датчика. Это считывает бортовой компьютер и в зависимости от показаний прибора уменьшает или увеличивает подачу топлива.

Датчик положения дроссельной заслонки

Признаками поломки ДПДЗ являются:

  • Слишком высокие обороты на холостом ходу;
  • Понижение мощности двигателя;
  • Рывки и подергивания при нажатии на акселератор.

Располагается ДПДЗ прямо на дроссельном патрубке, к которому он крепится с помощью двух винтов. Для его замены нужно открутить их и поставить на его место новое устройство. При этом лучше заменить и поролоновую прокладку, находящуюся между патрубком и датчиком. Производить замену нужно при отсутствии электротока в проводке.

Температуры

Датчик температуры ВАЗ 2115 устроен так же, как и ДТОЖ, и работает он по такому же принципу. Однако, в отличие от ДТОЖ, находится этот прибор в головке блока цилиндров. Именно там он измеряет температуру охлаждающей жидкости.

При его неисправности могут появиться следующие признаки:

  • Проблемы при запуске двигателя (независимо от температуры окружающей среды);
  • Нестабильная работа мотора на холостом ходу;
  • Увеличение расхода бензина;
  • Сигнал индикатора на приборной панели.

Для замены датчика необходимо открутить его от посадочного места и поставить туда новое устройство. Перед этим следует обесточить машину и слить охлаждающую жидкость.

Скорости (Холла)

В автомобилях ВАЗ 2115 установлен электронный датчик скорости. Ещё его называют датчиком Холла. Связано это с тем, что в основу его работы положен принцип Холла, суть которого заключается в том, что если поместить полупроводник, через который проходит постоянный ток, в магнитное поле, в этом полупроводнике из-за разности потенциалов возникают дополнительные электрические импульсы. Именно они поступают на спидометр машины и преобразуются в индикацию скорости движения.

Расположен датчик на коробке передач. При его выходе из строя:

  • Спидометр работает некорректно или совсем не функционирует;
  • Нестабильны обороты на холостом ходу.

Заменить датчик несложно. Для этого нужно обесточить проводку машины, открутить с помощью ключа неисправный прибор, отсоединить от него контакты и поставить на его место новый.

Уровня топлива

Данный датчик определяет, сколько осталось бензина. Он состоит из поплавка и переменного резистора. Поплавок, прикрепленный к резистору, плавает в горючем, и когда его уровень изменяется, опускается или поднимается. При этом изменяется и сопротивление на резисторе. Эти данные передаются на приборную панель и бортовой компьютер.

Датчик уровня топлива

В случае, когда датчик неисправен, загорается лампочка, сигнализирующая о пустом баке, а стрелка индикатора топлива показывает недостоверные сведения.

Для замены устройства понадобится:

  • Снять нижнюю подушку на заднем сидении и отодвинуть обивку багажника;
  • Открутить болты, с помощью которых крепится крышка бака;
  • Отсоединить от датчика идущие к нему провода;
  • Извлечь датчик;
  • Поставить на его место новый прибор и подсоединить его к проводке машины.

Массового расхода воздуха (ДМРВ)

Этот прибор измеряет количество потребляемого двигателем воздуха и скорость реакции в цилиндрах, а бортовой компьютер на основании его показаний определяет, в каком соотношении нужно смешать горючее с воздухом. Находится датчик на патрубке фильтра.

Датчик массового расхода воздуха

Неисправность датчика приводит к:

  • Увеличению расхода бензина;
  • Снижению мощности;
  • Ухудшению динамики машины;
  • Некорректной работе вентилятора воздухофильтра;
  • Появлению индикатора «проверка двигателя» на приборной панели.

Для замены устройства необходимо ослабить хомут на патрубке, а также выкрутить удерживающие датчик винты, отсоединить от датчика контакты и снять его. Делается это при обесточенной проводке машины. Затем на место снятого датчика крепится новый.

Выход из строя даже одного из датчиков, имеющихся в автомобиле ВАЗ 2115, может повлечь неблагоприятные последствия. Поэтому если вы заметили один из «симптомов» их неисправности, лучше не медлить с заменой вышедшего из строя устройства. Это обеспечит вам комфортную и безопасную езду, а также продлит срок службы автомобиля.

Датчики ВАЗ 2115: признаки неисправности РХХ и прочих систем двигателя

Путь есть дорога и любая нештатная ситуация или мелкая поломка может быть разрешена на месте, если знать, где установлены датчики ВАЗ 2115, их назначение, неисправности и способы проверки. Первоначальный ВАЗовский инжекторный мотор появился как раз на семействе Самара 2. Несколько лет машина донашивала девяточный карбюраторный мотор, а с 2001 года вся линейка вторых Самар комплектовалась инжекторными восьми- и шестнадцатиклапанными двигателями.

Особенности инжекторной электроники

Начиная с 2001 года тяни модельный ряд Самара-2 комплектовался инжекторными 8- и 16-клапанными двигателями

Несмотря на то что персоной сложностью двигатель второй Самары не отличается, иногда бывает сложно разобраться, выяснить симптомы и вина некорректной работы. Особенно когда под рукой только тестер и комплект ключей. Но возможно все. Поэтому для устранения неисправностей электроники 2115-й необходимо в первую очередь схематически разобраться в принципе работы системы управления двигателем.

В отличие от карбюраторных двигателей, безотносительно все процессы по контролю и регулировке систем двигателя отданы на откуп электронике. Основной элемент управляющей системы — это электронный блок управления двигателем. Он собирает эти о состоянии каждого датчика, делает выводы о режиме работы мотора в реальном поре и регулирует количество топлива и воздуха, подаваемого в камеру сгорания, угол опережения зажигания, даже контролирует степень выброса вредных веществ на выхлопе.

За все время выпуска, а это без малого с 1997 по 2012 год, автомашина поменял несколько двигателей и несколько электронных блоков управления — Январь, Бош, Ителма. Тем не немного набор датчиков на ВАЗ 2115 оставался стабильным и именно они часто случаются виноватыми во многих внезапных неисправностях с самыми разными симптомами.

Исключение составляет лишь датчик температуры наружного воздуха, поэтому его мы оставим в покое. На повестке дня — лишь самые важные из них.

Регулятор холостого хода

Как и в моторах с карбюратором, инжекторный двигатель содержит холостые обороты с полностью закрытой дроссельной заслонкой. Это возможно лишь при одном условии — если конструкцией дросселя предусмотрен обводной канал, а он должен иметь переменную пропускную способность. Для этого в обводной воздушный канал корпуса дросселя ввели конический клапан, регулирующий подачу воздуха при закрытой дроссельной заслонке, и наименовали его РХХ, регулятор холостого хода. Он состоит из конического клапана, штока и шагового электромотора. В подневольности от того, на какую обмотку подаётся импульс, мотор вращается в одну, или в иную сторону, тем самым меняя пропускную способность обводного воздушного канала. Неженатые либо растут, либо падают в результате перемещения конического клапана. Датчик неженатого хода на ВАЗ 2115 имеет каталожный номер 1148300 02.

Видео о регуляторе неженатого хода ВАЗ 2115 — симптомы неисправности и замена.

Приметы неисправности

Отсутствие холостых оборотов, плавающие холостые, не растут неженатые обороты на холодном двигателе.

Как проверить

Самая распространённая поломка РХХ — круча обмоток шагового мотора. Для проверки обмоток необходим мультиметр, включенный в порядке измерения сопротивления. Номинал сопротивления между контактами А-В и С-D в пределах 45-80 Ом. В противном случае регулятор спрашивает замены. Бесконечное сопротивление должно быть между контактами A-D и В-С. Это значит, что обмотки не замыкают между собой. Если кушать сопротивление на этих контактах — датчик меняют. Номинальное напряжение столы — от 7,4 до 14,1 В.

Датчик синхронизации

Более часто встречающееся наименование — датчик положения коленвала. Крайне важный прибор в системе управления. Дело в том, что это один-единственный датчик, который синхронизирует работу системы впрыска, системы зажигания и газораспределительного механизма, а также немало других периферийных систем. Блок управления должен чётко ведать в каком положении находится коленвал и, благодаря ДПКВ, происходит основная синхронизация электроники и железа. Прибор введён напротив задающего шкива с 58-ю зубьями. Каждый зуб соответствует 6 градусам заворота коленвала, но на задающем шкиве два зуба отсутствуют. Именно этот пробел и отслеживает датчик коленвала ВАЗ, в момент прохождения пропуска, он посылает импульс на ЭБУ, какой в свою очередь, выдаёт порцию топлива и даёт команду системе зажигания на подачу искры.

Симптомы неисправности

Отследить неисправность этого датчика по симптомам будет сложно, поскольку все они могут свидетельствовать о поломке самых разных датчиков и систем, но основные приметы неисправности будут вести к нестабильной работе мотора или же полному несогласию в запуске. Иногда может наблюдаться детонация под нагрузкой или внезапное падение мощности.

Как проверить

Датчик позы коленвала — единственный, отвечающий за синхронизацию работы системы впрыска, системы зажигания и газораспределительного механизма

Проверка датчика позы коленвала проводится измерением сопротивления и проверки наличия импульса. Сопротивление надлежит быть в пределах 570-740 Ом. Проверяется между контактами в разъеме. Присутствие импульса проверятся элементарно — к выводам датчика подсоединяется мультиметр в порядке измерения 200мВ, а возле сердечника несколько раз проводят металлическим объектом. Прибор должен в этот момент зафиксировать скачок напряжения. Если этого не выходит, датчик меняют.

Контрольный зазор между сердечником датчика и задающего шкива — 1 мм. Каталожный номер — 2112-3847010-04.

Датчик фаз

Отвечает за корректировку впрыска топлива лишь в тот цилиндр, который находится в такте сжатия, то есть топливо подаётся лишь через одну форсунку в один цилиндр. Ориентируется по распредвалу, потому его называют датчик положения распредвала. Работает по принципу Холла, выдавая электрический импульс при возбуждении магнитного поля. Если датчик фаз ВАЗ 2115 сходит из строя, топливо подаётся по принципу карбюраторных моторов — сразу в два цилиндра. В итоге получаем набор неисправностей.

Симптомы неисправности

ДПРВ расположен там же, где есть шестерня распредвала, на головке блока. Основной симптом неисправности — рослый расход топлива и падение мощности. Кроме того, компьютер выдаёт промах 0340 (ошибка датчика) или 0343 (завышенный уровень импульса).

Проверка

О неисправности ДПРВ можно судить по коду промахи и горящей лампе CE, но убедиться в его работоспособности можно, проверив напряжение на клемме столы А (12 В). Остальные клеммы не должны быть под напряжением.

Датчик дросселя

До 2011 года такими датчиками оборудовали все салки, последний год выпуска на автомобиль могла быть установлена электронная педаль газа, какая выполняла функцию этого устройства. Датчик положения дроссельной заслонки (ДПДЗ) необходим для точной фиксации угла открытия дросселя и передачи этой информации на блок управления мотором. Конструкция установлено на корпусе дросселя и представляет собой простой потенциометр с резистивной пластиной и бегунком. Меняя сопротивление пластины, мы изменяем уровень импульса, а ЭБУ по показаниям датчика мастерит вывод о количестве поступаемого в коллектор воздуха. Когда заслонка затворена, ЭБУ регулирует холостые обороты с помощью регулятора холостого хода.

Приметы неисправности

С самостоятельной диагностикой без применения специальной аппаратуры могут возникнуть сложности, поскольку большинство симптомов нерабочего прибора специфически и для других поломок, в том числе и для потери компрессии в отдельных цилиндрах. В основном присутствуют все приметы нестабильной работы мотора, некорректной работе на переходных режимах, плавают неженатые, неадекватная реакция на движение педали газа. Однако проверить датчик позы ДЗ довольно просто.

Как проверить

На исправный ДПДЗ подаётся 5 В на плюсовой контакт, минусовой шагает на массу, а третий контакт — для подачи импульса на блок управления. Собственно на этом выводе и нужно проверять напряжение. Нужен мультиметр в порядке измерения напряжения. При полностью закрытом дросселе напряжение должно быть 0,7В на новоиспеченном качественном датчике, на престарелом — не менее 0,3 В. По мере открытия заслонки потенциал вырастает плавно и без рывков до 4 В. Это максимальное значение при открытой заслонке. Неравномерный рост усилия, несоответствие номиналу в начале и в конце теста — это повод заменить датчик. С 2011 года устанавливали бесконтактные конструкции. Они вдвое дороже, но практически не выходили из строя.

Датчик детонации

Несложный, но необходимый сканер, расположенный на блоке цилиндров между 2 и 3 цилиндром. По сути, воображает собой пьезоэлемент, реагирующий на стуки в кривошипно-шатунном механизме, а стук — это примета детонации. Как только датчик детонации выявляет стук, он посылает импульс на блок управления, а тот корректирует угол опережения зажигания в сторонку более позднего.

Неисправности и симптомы

Первый и главный симптом — ЭБУ не реагирует на детонационный процесс: цокают клапана при вырастающей нагрузке на двигатель, слышны металлические удары в моторе, двигатель может троить, пуще всего загорается Check Engine.

Как проверить

Датчик детонации проверяется при поддержки мультиметра, установленного в режим проверки напряжения с порогом 200 мВ. Если датчик имеет два вывода, щупы мультиметра подключаются к обоим, если одинешенек, то минус устанавливают на корпус, плюс на вывод. Теперь достаточно намести лёгкий нежный удар по рабочей поверхности устройства, при этом стрелка (или цифры) покажет скачок усилия. Датчик детонации исправен. Если он не реагирует на постукивания, подлежит замене. Уместно, датчик детонации можно заменить на волговский, такие же ставят и на УАЗ.

Датчик температуры антифриза

Для измерения буквальной температуры антифриза и контроля температурных режимов мотора в системе ВАЗ 2115 есть ДТОЖ

Служит для контроля температурных режимов мотора, измеряет реальную температуру антифриза. Датчик температуры студящей жидкости представляет собой простейший терморезистор, то есть элемент, меняющий сопротивление синхронно с температурой антифриза. Термистор работает по алгоритму негативного коэффициента, чем выше температура, тем меньше сопротивление на выходе.

Признаки неисправности

Неточная труд указателя на приборке, не работает указатель вообще.

Как проверить

Датчик температуры студящей жидкости можно проверить при помощи обычного тестера, любого прибора для измерения температуры до 100-130 градусов, ёмкости с водой. Мультиметр переключают в порядок замера сопротивления, подключают к выводам ДТОЖ, сам датчик погружают в сосуд с водой. Сосуд нагревают, при этом номинальное сопротивление при 5 градусах надлежит быть в пределах 7280 Ом, при 20 градусах датчик температуры студящей жидкости должен выдать 3520 Ом, 40 градусов соответствует 1458 Ом, а при температуре кипения свидетельства не должны быть выше 90-100 Ом. Если показания прибора не отвечают номиналу, датчик температуры ВАЗ 2115 меняют.

Расходомер воздуха (ДМРВ)

Одинешенек из самых дорогих сканеров, его поломка крайне неприятна. Он установлен в воздушном большаке сразу за фильтром и оценивает количество воздуха, поступающего в коллектор. На основе его свидетельств ЭБУ дозирует топливо, в режиме холостых оборотов он пропускает около 9 литров в час, на 3 тысячах витков — около 30 л/час.

Неисправности и симптомы

Это один из немногих датчиков, какие не могут резко вызвать явные признаки неисправности, но со временем можно констатировать рослый расход топлива, падение тяги на низах, провалы на высоких витках, могут возникнуть проблемы с холодным пуском. Может загореться лампа СЕ.

Как проверить

Если возникли подозрения в корректности труды ДМРВ, стоит снять клеммный разъем и запустить мотор. Если неженатые обороты вырастут при этом больше 1300 об/мин, возможно, что датчик спрашивает замены. Этот метод не точный, поэтому лучше использовать мультиметр и прочертить простые замеры. Прибор устанавливают на порог измерения 2 В, плюсовой щуп подключают к крайнему правому проводу (пуще всего — жёлтый), минусовой на зелёный провод, через один контакт от плюсового. Вводят зажигание, двигатель не запускают. Мультиметр покажет минимум 0,9 В, максимум 1,04 В. Заключительнее значение уже критичное и если замеры показали большее напряжение, датчик меняют. Будет здоров и внешний осмотр: если на поверхности есть масляный налет, датчик очищают и повторяют проверку.

Датчик кислорода

В подневольности от объёма двигателя, на ВАЗ 2115 может располагаться один или два датчика. Лямбда-зонд (он же кислородный датчик) устанавливают в приёмной трубе глушителя (в 1600-кубовых моторах их два). Датчик необходим для оценки количества кислорода в выхлопных газах и регуляции пропорций атмосферы и топлива в рабочей смеси. Чтобы устройство работало корректно, керамический пролетарий элемент должен быть прогрет до 345-360 градусов. Потому в его корпус встроен нагреватель. Датчик кислорода ВАЗ подаёт импульс на ЭБУ в пределах от 0,1 до 0,9 В. В первом случае смешение считается бедной, во втором — богатой.

Симптомы неисправности

Основным сигналом, сообщающим о неисправном лямбда-зонде, будет сообщение об ошибках. Начиная с ошибки Р0130 и заканчивая Р0141 по распорядку, можно делать вывод о неисправности ДК. О неисправности нагревательного элемента произнесут ошибки Р1102 и Р1115. Кроме показаний бортового компьютера о поломке, может произнести завышенный расход бензина. В гаражных условиях этот датчик не испытывают и при фиксации ошибок он подлежит замене.

Датчик скорости

Измерение скорости на переднеприводных автомашинах ВАЗ ведётся с помощью электроники. В цепь измерения входит датчик скорости и шаговый электродвигатель в спидометре. ДС размещён в верхней части КПП и представляет собой обычный датчик Холла — чем скорее вращается вал датчика, тем сильнее отклоняется стрелка спидометра. Каталожный номер шестиимпульсного прибора — 2111-3843010.

Неисправности

Стрелка спидометра демонстрирует некорректные данные, может лежать на нуле при движении.

Проверка работоспособности

Проверить датчик скорости ВАЗ 2115 довольно просто. Пригодится только мультиметр и домкрат. К разъемам привода спидометра подключается мультиметр, на домкрате вывешивается переднее колесо, запускается двигатель и подключается передача. При вращении валика датчика должен вырабатываться потенциал в пределах от 1 до 5 В. Рост смыслы потенциала при увеличении частоты вращения должен быть плавным, без рывков и без заминок. В противном случае ДС меняют.

Датчик давления масла

Когда давление масла упадает, об этом сигнализирует аварийная лампочка на приборке

Простейшее устройство, какое состоит из корпуса, измерительной мембраны и клемм. Датчик давления масла введён в блоке цилиндров и связан с системой смазки. Масло под давлением работает на измерительную мембрану, в результате чего напряжение на выходе меняется. При критическом смысле давления датчик давления масла подаёт минимальный сигнал, при этом ЭБУ вводит аварийную лампу. Это довольно серьёзный сигнал, поэтому нужно спешно проверять состояние двигателя.

Симптомы

Горит аварийная лампа давления масла.

Как проверить

Если неисправен датчик давления масла, то в системе с давлением все надлежит быть в норме. Проверяется это при помощи манометра. Выкручивают датчик, вместо него ввинчивают манометр и запускают двигатель. Прибор должен показать 0,6-0,7 бар на неженатых. В этом случае датчик меняют.

Никакие неприятности с мотором не смогут поставить в тупик даже в пути, если хорошо знать систему управления двигателем, датчики ВАЗ 2115, их направление и неисправности.

Характеристика датчиков ВАЗ 2115 их функциональное назначение и неисправности

Особенности инжекторной электроники

Начиная с 2001 года весь модельный ряд Самара-2 комплектовался инжекторными 8- и 16-клапанными двигателями

Несмотря на то что особой сложностью двигатель второй Самары не отличается, иногда бывает сложно разобраться, выяснить симптомы и причины некорректной работы. Особенно когда под рукой только тестер и набор ключей. Но возможно все. Поэтому для устранения неисправностей электроники 2115-й нужно в первую очередь схематически разобраться в принципе работы системы управления двигателем.

В отличие от карбюраторных двигателей, абсолютно все процессы по контролю и регулировке систем двигателя отданы на откуп электронике. Главный элемент управляющей системы — это электронный блок управления двигателем. Он собирает данные о состоянии каждого датчика, делает выводы о режиме работы мотора в реальном времени и регулирует количество топлива и воздуха, подаваемого в камеру сгорания, угол опережения зажигания, даже контролирует уровень выброса вредных веществ на выхлопе.

Исключение составляет только датчик температуры наружного воздуха, поэтому его мы оставим в покое. На повестке дня — только самые важные из них.

Датчик положения дроссельной заслонки

Один из наиболее важных в ряду. Его показания определяют многие параметры работы двигателя:

  • на них опирается расчет длительности допустимого впрыска топлива;
  • данные ДПДЗ лежат в основе установки угла опережения зажигания ;
  • по ним определяются режим работы мотора, ускорение и многие другие сопутствующие параметры.
  • На ВАЗах ДПДЗ исполнен в виде пленки из полимера, на которую сделано напыление – графитовые дорожки, а уже по ним бегает ползунок. Дорожки имеют четко рассчитанное сопротивление, и от слаженности системы зависит устойчивость работы датчика. Однако конструкторы что-то недоработали – либо в материале, либо в технологии. В результате ДПДЗ – наиболее часто выходящий из строя датчик. Чаще всего протирается дорожка, и при попадании ползунка на «лысый» участок начинаются неприятности;
  • При стабильно удерживаемой педали газа авто дергается;
  • Мощность работы заметно падает;
  • Наблюдаются провалы и резкие рывки при разгоне;
  • Торможение двигателем фактически отсутствует.

Система управления с легкостью определяет короткое замыкание или разрыв цепи, но теряется, когда сталкивается с плавающими сигналами. Ошибочное восприятие ситуации приводит к размытому холостому ходу, установке блоком умеренного и экономичного режима, что со временем

приводит к детонациям

, перегревам и закономерной капиталке.

Действия: ехать на СТО медленно и печально, сразу же после появления проблемы.

ДПРВ или датчиком фаз оборудуются все двигатели с инжектором на 16 клапанов, а также 8-клапанные карбюраторные моторы с фазированным впрыском горючей смеси.

какой клапан на данный момент открыт;
какая реализуется фаза газораспределения.

В соответствии с полученными данными бортовой компьютер рассчитывает момент впрыска бензина, чтобы горючее подавалось перед тем, как будет открыт впускной клапан. Как правил, датчики ВАЗ расположены в моторном отсеке и ДПРВ — не исключение, он расположен рядом с ГБЦ и воздушным фильтром.

Новый ВАЗовский ДПРВ

Регулятор холостого хода

Как и в моторах с карбюратором, инжекторный двигатель держит холостые обороты с полностью закрытой дроссельной заслонкой. Это возможно только при одном условии — если конструкцией дросселя предусмотрен обводной канал, а он обязан иметь переменную пропускную способность. Для этого в обводной воздушный канал корпуса дросселя установили конический клапан, регулирующий подачу воздуха при закрытой дроссельной заслонке, и назвали его РХХ, регулятор холостого хода.

Он состоит из конического клапана, штока и шагового электромотора. В зависимости от того, на какую обмотку подаётся импульс, мотор вращается в одну, или в другую сторону, тем самым меняя пропускную способность обводного воздушного канала. Холостые либо растут, либо падают в результате перемещения конического клапана. Датчик холостого хода на ВАЗ 2115 имеет каталожный номер 1148300 02.

Расходомер воздуха (ДМРВ)

Один из самых дорогих сканеров, его поломка крайне неприятна. Он установлен в воздушном тракте сразу за фильтром и оценивает количество воздуха, поступающего в коллектор. На основе его показаний ЭБУ дозирует топливо, в режиме холостых оборотов он пропускает около 9 литров в час, на 3 тысячах оборотов — около 30 л/час.

Это один из немногих датчиков, которые не могут резко вызвать явные признаки неисправности, но со временем можно констатировать высокий расход топлива, падение тяги на низах, провалы на высоких оборотах, могут возникнуть проблемы с холодным пуском. Может загореться лампа СЕ.

Как проверить

Если возникли подозрения в корректности работы ДМРВ, стоит снять клеммный разъем и запустить мотор. Если холостые обороты вырастут при этом больше 1300 об/мин, возможно, что датчик требует замены. Этот метод не точный, поэтому лучше использовать мультиметр и провести простые замеры. Прибор устанавливают на порог измерения 2 В, плюсовой щуп подключают к крайнему правому проводу (чаще всего — жёлтый), минусовой на зелёный провод, через один контакт от плюсового.

Регулирует подачу в смесь воздушной составляющей. В штатном режиме объем пропускной – 8-10 кг/час на холостых и 28-32 кг/час на 3000 об/мин. При выходе из строя ДМРВ имеем:

  • мотор откровенно тупит;
  • увеличивается топливный расход;
  • проблемы разного рода с запуском;
  • внезапные остановки на более мощностных режимах.

вызывать эвакуатор не следует, срочно мчаться на СТО – тоже. Однако при ближайшей возможности заменить датчик нужно: аварийных ситуаций не предвидится, но движок изнашивается быстрее, а топливо сжигается в нерасчетных масштабах.

Статья по теме «Как проверить датчик массового расхода воздуха».

Датчик фаз: Его показания устанавливают угол положения распредвала. В рабочем состоянии форсунки открываются попеременно, то есть одномоментно работает только одна. Если же датчик ломается, режим переходит в попарно-параллельный, который потребляет топлива на 10% больше. Действия: в свободную минуту поменять. Если она никак не выпадает – смириться с большим расходом бензина.

Датчик положения коленвала: Принцип действия – индукция, датчиком дается импульс при вращении коленчатого вала. Нет сигнала – нет работы движка, поскольку останавливаются форсунки, отсутствует искра, рассчитать положение вала система не может. Единственный датчик, поломка которого оставляет единственный выход – вызов эвакуатора. Радует то, что ДПКВ отказывает крайне редко.

Датчик температуры охлаждающей жидкости: За что отвечает – понятно из названия. Выход из строя ДТОЖ приводит к тому, что бортовой компьютер считает температуру движка нулевой и нагоняет к нему дополнительный воздух. В морозы запуск становится затруднительным, прогрев мотора возможен только при непрерывном газовании. В жару же игнорируется перегрев, не корректируется угол опережения, движок теряет в мощности, в нем начинается детонация.

Статья по теме: «Как проверить датчик температуры охлаждающей жидкости?».

Действия: заменить устройство при первой возможности. В холода еще можно поездить и так, если не лень тратить время на прогрев, летом же игнорирование чревато дорогостоящими последствиями. Таким образом, датчики ВАЗ 2115, их назначения и неисправности в большинстве случаев легко определяются и дают четкие указания по поводу срочности принимаемых мер.

Датчик синхронизации

Более часто встречающееся название — датчик положения коленвала. Крайне важный прибор в системе управления. Дело в том, что это единственный датчик, который синхронизирует работу системы впрыска, системы зажигания и газораспределительного механизма, а также многих других периферийных систем. Блок управления должен чётко знать в каком положении находится коленвал и, благодаря ДПКВ, происходит основная синхронизация электроники и железа.

Прибор установлен напротив задающего шкива с 58-ю зубьями. Каждый зуб соответствует 6 градусам поворота коленвала, но на задающем шкиве два зуба отсутствуют. Именно этот пропуск и отслеживает датчик коленвала ВАЗ, в момент прохождения пропуска, он посылает импульс на ЭБУ, который в свою очередь, выдаёт порцию топлива и даёт команду системе зажигания на подачу искры.

Отследить неисправность этого датчика по симптомам довольно сложно, поскольку все они могут свидетельствовать о поломке самых разных датчиков и систем, но основные признаки неисправности будут вести к нестабильной работе мотора или же полному отказу в запуске. Иногда может наблюдаться детонация под нагрузкой или внезапное падение мощности.

Как проверить

Датчик положения коленвала — единственный, отвечающий за синхронизацию работы системы впрыска, системы зажигания и газораспределительного механизма

Проверка датчика положения коленвала проводится измерением сопротивления и проверки наличия импульса. Сопротивление должно быть в пределах 570-740 Ом. Проверяется между контактами в разъеме. Наличие импульса проверятся элементарно — к выводам датчика подсоединяется мультиметр в режиме измерения 200мВ, а возле сердечника несколько раз проводят металлическим предметом. Прибор должен в этот момент зафиксировать скачок напряжения. Если этого не происходит, датчик меняют.

Датчик фаз

Отвечает за корректировку впрыска топлива только в тот цилиндр, который находится в такте сжатия, то есть топливо подаётся только через одну форсунку в один цилиндр. Ориентируется по распредвалу, поэтому его называют датчик положения распредвала. Работает по принципу Холла, выдавая электрический импульс при возбуждении магнитного поля.

Датчик положения дроссельной заслонки

До 2011 года такими датчиками оборудовали все пятнашки, последний год выпуска на автомобиль могла быть установлена электронная педаль газа, которая выполняла функцию этого устройства. Датчик положения дроссельной заслонки (ДПДЗ) нужен для точной фиксации угла открытия дросселя и передачи этой информации на блок управления мотором.

Устройство установлено на корпусе дросселя и представляет собой простой потенциометр с резистивной пластиной и бегунком. Изменяя сопротивление пластины, мы изменяем уровень импульса, а ЭБУ по показаниям датчика делает вывод о количестве поступаемого в коллектор воздуха. Когда заслонка закрыта, ЭБУ регулирует холостые обороты с помощью регулятора холостого хода.

С самостоятельной диагностикой без применения специальной аппаратуры могут возникнуть сложности, поскольку большинство симптомов нерабочего прибора характерны и для других поломок, в том числе и для потери компрессии в отдельных цилиндрах. В основном присутствуют все признаки нестабильной работы мотора, некорректной работе на переходных режимах, плавают холостые, неадекватная реакция на движение педали газа. Однако проверить датчик положения ДЗ довольно просто.

Как проверить

На исправный ДПДЗ подаётся 5 В на плюсовой контакт, минусовой идёт на массу, а третий контакт — для подачи импульса на блок управления. Именно на этом выводе и нужно проверять напряжение. Нужен мультиметр в режиме измерения напряжения. При полностью закрытом дросселе напряжение должно быть 0,7В на новом качественном датчике, на престарелом — не менее 0,3 В.

По мере открытия заслонки потенциал растёт плавно и без рывков до 4 В. Это максимальное значение при открытой заслонке. Неравномерный рост напряжения, несоответствие номиналу в начале и в конце теста — это повод заменить датчик. С 2011 года устанавливали бесконтактные устройства. Они вдвое дороже, но практически не выходили из строя.

Датчик температуры антифриза

Для измерения точной температуры антифриза и контроля температурных режимов мотора в системе ВАЗ 2115 имеется ДТОЖ

Служит для контроля температурных режимов мотора, измеряет реальную температуру антифриза. Датчик температуры охлаждающей жидкости представляет собой простейший терморезистор, то есть элемент, изменяющий сопротивление синхронно с температурой антифриза. Термистор работает по алгоритму отрицательного коэффициента, чем выше температура, тем меньше сопротивление на выходе.

Ссылка на основную публикацию