Блок предохранителей ваз 21099: фото, схема и инструкции как снять

andreirud › Блог › Схема соединений монтажного блока 17.3722 2108-21099

1 Реле включения очистителей фар(К6)
2 Реле времени омывателя заднего стекла(К1)
3 Реле-прерыватель указателей поворота и аварийной сигнализации(К2)
4 Реле стеклоочистителя(К3)
5 Контактные перемычки на месте реле контроля исправности ламп
6 Реле включения обогрева заднего стекла(К10)
7 Запасной предохранитель
8 Реле включения дальнего света фар(К5)
9 Реле включения ближнего света фар(К11)
10 Предохранитель
11 Реле включения включения электродвигателя вентилятора системы охлаждения двигателя(К9)
12 Реле включения звукового сигнала(К8)

К1 Реле времени омывателя заднего стекла
К2 Реле-прерыватель указателей поворота и аварийной сигнализации
К3 Реле стеклоочистителя
К4 Реле контроля исправности ламп стоп-сигнала и габаритных огней(внутри показаны контактные перемычки)
К5 Реле включения дальнего света фар
К6 Реле включения очистителей фар
К7 Реле питания стеклоподъёмников(не устанавливается)
К8 реле включения звукового сигнала
К9 Реле включения электродвигателя системы охлаждения двигателя
К10 реле включения обогрева заднего стекла
К11 реле включения ближнего света фар

Цепи защищаемые предохранителями

№ предохранителя Защищаемые цепи
1 (8A) Правая противотуманная фара
2 (8A) Левая противотуманная фара
3 (8A) Очистители фар(в момент включения).Реле включения очистителей фар(контакты).Клапан включения омыва фар
4 (16A) Очистители фар(в рабочемрежиме).Реле включения очистителей фар(обмотка).Электродвигатель вентилятора отопителя.Электродвигатель омывателя стёкол. Моторедуктор очистителя заднего стекла.Реле времени омывателя заднего стекла.Клапана включения омыва ветрового и заднего стёкол.Реле(обмотка)включения электровентилятора системы охлаждения двигателя. Реле(обмотка)включения обогрева заднего стекла.Контрольная лампа обогрева заднего стекла.Лампа освещения вещевого ящика
5 (8A) Указатели поворота и реле-прерыватель указателей поворота и аварийной сигнализации(в режиме указания поворота).Контрольная лампа указателей поворота. Задние фонари(лампа света заднего хода).Моторедуктор и реле включения очистителя ветрового стекла.Обмотка возбуждения генератора(при пуске двигателя).Контрольная лампа уровня тормозной жидкости. Контрольная лампа давления масла.Контрольная лампа воздушной заслонки карбюратора.Контрольная лампа стояночного тормоза.Лампа светового табло”STOP”.Указатель температуры охлаждающей жидкости.Указатель уровня топлива с контрольной лампой резерва.Вольтметр
6 (8A) Задние фонари(лампы стоп-сигнала).Плафон освещения салона.Электростеклоподъёмники передних дверей.Реле включения электростеклоподъёмников
7 (8A) Фонари освещения номерного знака.Подкопотная лампа.Лампы освещения приборов.Контрольная лампа наружного освещения.Табло подсветки рычагов отопителя.Лампа освещения прикуривателя
8 (16A) Электродвигатель вентилятора системы охлаждения двигателя и реле включения(контакты).Звуковой сигнал и реле его включения
9 (8A) Левая фара(габаритный свет).Левый задний фонарь(габаритный свет)
10 (8A) Правая фара(габаритный свет).Правый задний фонарь(габаритный свет)
11 (8A) Указатели поворота и реле-прерыватель аварийной сигнализации(в режиме аварийной сигнализации).Контрольная лампа аварийной сигнализации
12 (16A) Элемент обогрева заднего стекла.Реле(контакты)включения обогрева заднего стекла.Штепсельная розетка для переносной лампа.Прикуриватель
13 (8A) Правая фара(дальний свет)
14 (8A) Левая фара(дальний свет).Контрольная лампа включения дальнего света фар
15 (8A) Левая фара(ближний свет)
16 (8A) Правая фара(ближний свет)

Схема предохранителей ВАЗ 21099

Довольно часто в автомобилях отечественного производства может встретиться проблема неработающего электрооборудования. В этом случае первое, что нужно сделать — это произвести проверку состояния блока предохранителей (далее — БП). Наш сайт поможет разобраться вам в том, где расположен блок предохранителей ВАЗ 21099 карбюратор, схема старого образца как выглядит и как заменить устройство.

Расположение и электросхема

В автомобилях ВАЗ 21099 блоки предохранителей (БП) по своей электросхеме могут быть двух типов: старого и нового образца. Модели старого образца обозначаются маркировкой 17.3722, имеют пальчиковые предохранители (далее — ПП) цилиндрической формы и устанавливались они на машины, выпущенные до 1998 года. Монтажный блок нового типа имеет П-образные элементы БП и начали устанавливаться на машины с 1998 года. Такие БП нового образца могут иметь следующую маркировку:

  • 2114-3722010-60;
  • 2114-3722010-10;
  • 2114-3722010-18.

Автомобиль ВАЗ 21099

Среди владельцев ВАЗ 21099 бытует мнение, что схема и назначение компонентов БП могут различаться между собой в зависимости от системы подачи топлива в двигателях. То есть карбюраторные и инжекторные авто имеют устройства с разными электросхемами. Это не совсем так, поскольку и карбюраторные, и инжекторные автомобили могут быть оснащены БП нового типа.

В любом случае БП будет расположен в моторном отсеке: он находится со стороны водителя вод лобовым стеклом.

Схема БП старого типа

Рассмотрим схему БП и назначение элементов устройства старого типа для автомобиля ВАЗ 21099. Как указано выше, она может быть актуальна как для карбюраторных, так и для инжекторных двигателей.

Электросхема БП старого образца, устанавливающегося на автомобили выпуском до 1998 года

Ниже рассмотрим предназначение реле.

НомерПредназначение
1Обеспечивает включение устройств очистки передних фар.
2Отвечает за работоспособность моторчика для омывания заднего стекла.
3Без этого реле будет невозможна функциональность ламп, отвечающих за включение поворотных сигналов и «аварийки».
4Отвечает за функционирование дворников лобового стекла.
5Специальные перемычки, позволяющие определить работоспособность лампочек.
6Отвечает за работоспособность устройства обогрева заднего стекла.
7Запасной ПП.
8Отвечает за работу лампочек дальнего света.
9Обеспечивает работоспособность ламп ближнего света.
10Один из ПП.
11Обеспечивает функционирование мотора вентилятора охладительной системы. Если это реле выйдет из строя, возможен перегрев двигателя.
12Отвечает за работу рулевого гудка.

Также рассмотрим назначение каждой детали БП.

Описание компонентов БП старого образца

Схема БП нового типа

Также следует рассмотреть электросхему и назначение компонентов БП нового типа ВАЗ 21099. Не забывайте о том, что и карбюраторы, и инжекторы могут быть оснащены БП с такой схемой.

Электросхема БП нового образца, устанавливающегося на автомобили выпуском после 1998 года

НомерПредназначение
К1Это реле обеспечивает функциональность мотора омывателя заднего стекла.
К2Компонент контроля работы ламп поворотных сигналов и «аварийки».
К3Обеспечивает работоспособность очистителя лобового стекла.
К4Эта деталь отвечает за функционирование ламп стоп-огней, а также габаритов авто.
К5Без данной детали будет невозможна работа ламп дальнего света.
К6Без этого реле механизм очистки фар работать не будет.
К7Отвечает за функционирование электрических стеклоподъемников, если они были установлены производителем.
К8Отвечает за рулевой гудок.
К9Отвечает за работоспособность мотора вентилятора охладительной системы.
К11Обеспечивает прогрев заднего стекла.
К12Отвечает за функционирование ламп ближнего света.

Ниже рассмотрим предназначение плавких компонентов БП.

Описание компонентов БП нового образца

Процесс снятия и замены

Теперь рассмотрим процесс смены предохранителей БП для старого и нового типов ВАЗ 21099. Как сказано выше, инструкция по замене будет актуальна как для карбюраторов, так и для инжекторов.

Выпуска до 1998 года

  1. Откройте капот и отключите минусовую клемму аккумулятора.
  2. Найдите ваш БП, который расположен под лобовым стеклом напротив водительского сидения. Отожмите защелки, фиксирующие крышку устройства. Демонтируйте ее.
  3. На обратной стороне защитной крышки вы сможете увидеть схему, на которой указано расположение ПП и реле в блоке. Также там отмечено, какой элемент за что отвечает.
  4. Если вам необходимо заменить реле, то найдите то, которое вам нужно и, покачивая вверх и вниз, демонтируйте его из посадочного места. Произведите замену выгоревшего элемента на реле с такой же маркировкой. Соответственно, соблюдайте и расположение контактов.
  5. Если вам нужно заменить именно ПП, то для начала следует узнать причину его выхода из строя. Если дело именно в элементе, то это намного лучше, чем если проблема заключается непосредственно в электропроводке. В любом случае, если вы решили сменить ПП, то учтите, что устройства должны быть идентичными по номиналу, то есть цифра, указанная на корпусе ПП, должна совпадать в обоих случаях. Также не вздумайте устанавливать в посадочное гнездо самодельный элемент.
  6. Закройте крышку БП и подключите аккумулятор.

Выпуска после 1998 года

Как сказано ранее, инструкция будет актуальна как для карбюраторных, так и для инжекторных двигателей ВАЗ 21099.

  1. Откройте капот и отключите аккумулятор: все работы с БП необходимо выполнять при отключенной АКБ.
  2. Найдите БП, установленный в моторном отсеке. Как и в предыдущем случае, он защищен пластиковой крышкой, которую вам нужно снять, чтобы добраться до элементов. Фиксирующие защелки установлены с боковой стороны, ближе к крылу авто.
  3. Произведите демонтаж крышки. На ее обратной стороне нанесена схема с местом нахождения реле и ПП. Определите, какой элемент вышел из строя, чтобы заменить его. Если требуется замена реле, то вытащите компонент, покачивая его из стороны в сторону.
  4. Что касается непосредственно предохранителей, то их удобнее демонтировать из посадочного гнезда при помощи специальных щипцов. К слову, щипцы начали появляться в блоках нового образца. Также стоит отметить, что элементы блока окрашены в разные цвета, но при их замене следует учитывать не только цвет, но и номинал, указанный на корпусе.
  5. Произведите установку реле и ПП в обратной последовательности. Не забудьте подключить обратно аккумулятор.

Видео от Стаса Алексеева «Как определить выгоревший ПП»

В этом видео автор рассказывает, как определить визуально вышедший из строя элемент БП.

Назначение предохранителей на ВАЗ 21099 нового и старого образца: обслуживание и замена блока

Блоки предохранителей используются в автомобиле для защиты всех электрических цепей от скачков напряжения. Благодаря применению таких механизмов вероятность выхода из строя электрооборудования сводится к минимуму. В этой статье разберем предназначение старого и нового образца блока предохранителей ВАЗ 21099, а также рассмотрим самостоятельный процесс замены устройств.

Где находятся БП и какова их схема?

Схема БП старого типа

БП нового образца

Что нужно знать об обслуживании и ремонте БП?

Процесс снятия и замены предохранителей

ВАЗ 21099 выпуска до 1998 года

ВАЗ 21099 выпуска после 1998 года

Руководство по замене блока старого образца на новый

Видео «Как отремонтировать блок, если не работает прикуриватель?»

Комментарии и Отзывы

Описание БП

Для начала рассмотрим описание монтажных блоков с предохранителями и реле на ВАЗ 21099 карбюратор или инжектор с высокой и низкой панелью. В девяносто девятых моделях ВАЗ может использоваться два типа щитков — нового и старого. Устройство, относящиеся к категории старого образца, имеют маркировку 17.3722. Эти девайсы оборудуются пальчиковыми предохранительными механизмами, выполненными в цилиндрическом корпусе. Они устанавливались инженерами на машины 1997 и ранних годов производства. Что касается блоков нового образца, то они ставились на транспортные средства, выпущенные после 1998 года. Эти изделия оборудуются П-образными предохранительными элементами.

Блоки нового образца на ВАЗ 21099 1999 и более поздних годов выпуска могут отмечаться маркировкой:

Где находятся БП и какова их схема?

Независимо от схемы электрооборудования на автомобиле с двигателем 8 или 16 клапанов, монтажные устройства находятся не в салоне, а в моторном отсеке машины, в районе ветрового стекла. Автомобили с разной системой подачи горючего (инжекторный или карбюраторный двигатель) могут оснащаться блоками предохранителей ВАЗ 21099 нового образца.

Схема БП старого типа

Для начала нужно показать электрическую схему девайса и рассказать об обозначениях предохранительных деталей в изделиях старого типа.

Схема девайса старого образца

Значения реле на схеме.

НомерРасшифровка
1Применяется для активации механизмов очистки передней оптики
2Девайс, контролирующий работу системы времени промывки заднего стекла
3Деталь, применяющаяся для защиты электроцепи источников освещения аварийной «сигналки» и поворотных огней
4Дворники лобового стекла
5Перемычки, монтирующиеся в месте реле контроля исправности источников света
6Этот компонент используется для обеспечения рабочего состояния системы прогрева заднего стекла
7Резервное реле
8Устройство, обеспечивающее рабочее состояние световых источников дальнего освещения
9Оптика ближнего света
10Предохранительный элемент
11Реле контроля рабочего состояния вентилирующего устройства системы охлаждения. Повреждение этого компонента приведет к перегреву автомобильного мотора
12Обеспечивает рабочее состояние рулевого сигнала — клаксона

Описание назначения предохранительных устройств в БП старого типа

БП нового образца

Коробка нового типа характеризуется несколько другой схемой. Тем не менее в ней также находятся все элементы для защиты электросистем и девайсов, в том числе прикуривателя и печки. Ниже разберем, какой предохранитель за что отвечает.

Что нужно знать об обслуживании и ремонте БП?

В плане обслуживания блоки неприхотливы. Автовладельцу рекомендуется периодически проверять рабочее состояние предохранительных элементов. Для этого нужно открыть крышку блока, расположенного в специальном отсеке за перегородкой, отделяющей салон машины от пространства под капотом. В случае когда обнаружили перегоревшие компоненты, эти детали подлежат замене. Если в наличии нет целого устройства для этого, то необходимо его приобрести. Устанавливать вместо предохранителя кусок проволоки не допускается. Это может привести к короткому замыканию, а также повреждению проводки и приборов.

Девайс находится в таком месте, где во время дождя может собираться влага. Вода, стекающая по лобовому стеклу автомобиля, попадает в отсек, в котором установлен блок. В этом отсеке есть специальное сливное отверстие для воды, но его наличие не всегда помогает избежать воздействия влаги на БП.

Если устройство плохо загерметизировано, жидкость может разрушить внутреннюю плату блока, что приведет к необходимости выполнения ремонта.

Канал ВАЗ 2109 опубликовал ролик, в котором подробно продемонстрирована процедура сборки предохранительного блока.

Как снять, разобрать и отремонтировать БП, если он вышел из строя в результате воздействия влаги:

  1. Откройте крышку изделия, предварительно выключив зажигание и сбросив клемму АКБ машины.
  2. Извлеките поочередно все детали и реле, вмонтированные в блок. Запомните их расположение или сфотографируйте БП, чтобы при установке ничего не перепутать. Учтите, предохранители номиналом 5 А нельзя менять на 15-амперные устройства.
  3. Открутите болты, которые крепят блок к кузову автомобиля. Механизм может быть дополнительно зафиксирован с помощью герметика. В таком случае необходимо удалить его остатки канцелярским ножом.
  4. После откручивания болтов вытащите блок из посадочного места. Для этого нужно отсоединить все штекеры с проводами, подключенные к нему.
  5. Когда блок будет на руках, визуально оцените состояние его платы. Длительное воздействие влаги может привести к образованию плесени на схеме. Нужно попробовать очистить плату блока сухой ветошью или специальным средством, которое можно приобрести в магазине. Поврежденные влагой контакты подлежат перепайке. Для этого потребуется паяльник с канифолью и оловом. После того как контакты заново будут спаяны, блок монтируется на место. Оцените также состояние штекеров на кабелях, подсоединяющихся к девайсу. Если на контакты разрушительно повлияла влага, их предстоит поменять.
  6. После монтажа девайса в посадочное место поставьте все детали, подсоедините аккумулятор и проверьте работу отремонтированного изделия.

Пользователь Иван Сайченко в своем ролике показал, как решить проблему, если в автомобиле ВАЗ 21099 полностью отказали все приборы и оборудование.

Процесс снятия и замены предохранителей

Ниже представлена подробная инструкция на тему, как произвести смену предохранительных устройств в разных блоках.

ВАЗ 21099 выпуска до 1998 года

Процедура замены выполняется так:

  1. Выключите зажигание в машине, откройте капот и ослабьте болт, фиксирующий минусовую клемму АКБ. После этого контакт от АКБ отсоединяется.
  2. Найдите место монтажаблока. Демонтируйте крышку, отжав фиксаторы, крепящие ее.
  3. На обратной стороне пластиковой накладки блока нанесена схема, где отмечено место расположения предохранительных деталей. По ней вы сможете понять, за что отвечают конкретные детали.
  4. Чтобы произвести смену реле, извлеките вышедший из строя элемент, раскачивая его вниз и вверх. Демонтируйте перегоревшую деталь и установите новое реле. При замене обязательно соблюдайте место установки контактов.
  5. Если необходимо поменять предохранительное устройство, то сначала рекомендуем определить причину его поломки. В случае когда деталь отработала свой срок службы, извлеките ее из посадочного места. Иногда причина заключается в скачках напряжения в бортовой сети. К примеру, если вы установили в прикуриватель тройник или разветвитель, то при подключении нескольких устройств, потребляющих много тока, может произойти перенапряжение. Это приведет к замыканию и перегоранию предохранителя. Необходимо избавиться от проблемы и только после этого менять устройство. При замене обязательно соблюдайте номинал.
  6. Установите на место крышку предохранительного блока, подключите минусовую клемму аккумуляторной батареи. Проверьте работоспособность оборудования.

Канал ВАЗ 2109 опубликовал ролик, в котором продемонстрирована процедура демонтажа блока на «Девятке». У модели ВАЗ 21099 процесс снятия будет выглядеть идентично.

ВАЗ 21099 выпуска после 1998 года

Процедура замены устройств на новых версиях блоков производится следующим образом:

  1. Отсоедините клеммы от аккумуляторной батареи, чтобы не допустить замыкания в процессе выполнения работ.
  2. Найдите место монтажа БП. Он монтируется там же, в моторном отсеке девяносто девятой модели. Демонтируйте черную крышку, чтобы получить доступ к деталям. Сами крепления крышки располагаются сбоку, рядом с крылом машины.
  3. На тыльной части крышки также есть схема. Осмотрите ее и определите сломавшуюся деталь, чтобы сменить на новую. Для снятия воспользуйтесь щипцами, которые находятся под крышкой БП в устройствах нового типа. Процесс снятия реле выполняется так же, как в случае с блоком старого образца. Необходимо руками извлечь перегоревшую деталь, раскачивая ее в разные стороны. Будьте аккуратны, чтобы не повредить контакты устройства.
  4. Поставьте в гнездо новую деталь.
  5. Подсоедините контакты батареи и проверьте работу всех приборов и устройств.

Руководство по замене блока старого образца на новый

Саму процедуру замены описывать не будем, поскольку она идентична той, которая выполняется при ремонте БП. Необходимо просто демонтировать устройство старой модели, заранее вытащив из него все детали и элементы. Если вы решили произвести смену устройства старого образца на новый, то должны учесть, что в блоках нового типа нет реле активации вентилятора охлаждения мотора.

Поскольку вентилятор охладительной системы при замене устройства будет функционировать всегда, следует выполнить несколько шагов, чтобы он включался только при необходимости:

  1. Отсоедините отрицательную клемму от аккумуляторной батареи.
  2. Найдите вентилирующее устройство. Оно располагается в районе крыльчатки.
  3. Извлеките из разъема питания вентилятора провод черного цвета, заизолируйте его.
  4. К вентилятору подключается датчик, который отправляет команды для его активации. От этого контроллера необходимо отсоединить провод черно-белого цвета и также заизолировать.
  5. На контроллере останутся две клеммы. Их нужно подключить к разъему питания вентилирующего устройства с помощью провода.
  6. Установите на место кабель с контактом от АКБ. Эти действия позволят обеспечить активацию вентилятора при необходимости.

Видео «Как отремонтировать блок, если не работает прикуриватель?»

Канал Цена / Качество предлагает в своем видео ознакомиться с процедурой ремонта монтажного блока в автомобиле ВАЗ 21099 в случае, когда девайс является причиной не рабочего состояния прикуривательного устройства.

Монтажный блок предохранителей в ВАЗ 21099

Являясь главным узлом, соединяющим и защищающим различные электрические цепи авто, монтажный блок может стать и средоточием многочисленных проблем, связанных с проводкой.

Не совсем удачное расположение блока предохранителей на автомобиле ВАЗ 21099 делает его уязвимым для негативного воздействия влаги. Поэтому для тех владельцев этих автомобилей, кто не желает по каждому пустяку обращаться в автосервис, важно знать не только какой и где именно стоит предохранитель, но и взаимозаменяемость блоков различных модификаций – на случай замены.

Монтажный блок старого образца

На карбюраторных ВАЗ 21099 с высокой панелью (до 1998г.в.) устанавливались блоки предохранителей 17.3722 , выглядевшие так:

Электрическая схема блока старого образца и его распиновка:

Для того чтобы найти ответный адрес конкретного провода в жгутах, сначала определите, в каком разъёме он находится, а потом найдите его номер в колодке.

Обозначение разъёмов и их контактов блока 17.3722. Обозначения реле и предохранителей монтажного блока 17.3722:

Защищаемые предохранителями цепи:

Реле (с указанием заводской маркировки):

Цепь стеклоочистителя и стеклоомывателя

Несмотря на то, что за дворники «отвечает» плавкий предохранитель 5 монтажного блока, цепь моторедуктора имеет дополнительную защиту – биметаллический тепловой предохранитель (на рис. ниже обозначен красной стрелкой).

Располагается он непосредственно на кронштейне «трапеции» дворников:

Цепи, не защищаемые предохранителями

С целью обеспечения бесперебойной работы и безотказного запуска двигателя не защищаются следующие электрические цепи:

  • зарядки аккумулятора. Силовой провод от генератора напрямую подключен к «плюсовой» клемме АКБ;
  • зажигания (на карбюраторных двигателях);
  • пуска двигателя (реле стартера и сам стартер);
  • провода от генератора на замок зажигания и – далее – к монтажному блоку.

Реле зажигания находится под «торпедой» около рулевой колонки, реле стартера – на щитке передка.

Дополнительный блок реле и предохранителей на инжекторных ВАЗ 21099

Дополнительные реле установлены под полкой с правой стороны:

Назначение реле и предохранителей:

Блоки предохранителей ВАЗ 21099 нового образца

С 1998г. на начали устанавливать блоки предохранителей 2114-3722010-60 – для автомобилей с высокой «торпедой»:

Для машин с «торпедой» от ВАЗ 2115 – блоки 2114-3722010-10 и 2114-3722010-18:

Предохранители БП 2114-3722010-60:

Распиновка и схема монтажного блока нового образца с инжекторным мотором и высокой панелью:

Нумерация колодок блока (на схемах обозначаются буквами «Ш» или «Х»):

Для поиска обрыва того или иного провода недостаточно знать только распиновку блока – потребуется подробная схема с цветовой маркировкой проводов.

Электрическая схема карбюраторного ВАЗ 21099 с высокой панелью приборов:

Взаимозаменяемость и ремонт блоков

Блок 17.3722 («старый») легко заменяется новым, но необходимо учесть, что БП 2114-3722010-60, выпускаемый для «девяток» и «девяносто девятых», обозначается белой меткой у разъёма Х11. Различие монтажных блоков для ВАЗ 21099 и ВАЗ 2115 заключается в изменении значения тока, подаваемого на генератор – при необходимости можно перепаять со старого блока резистор и диод.

Также придётся заменить датчик включения вентилятора – в новом блоке отсутствует соответствующее реле. Электровентилятор включается за счёт замыкания более мощных контактов датчика нового образца.

В случае разрушения разъёмов блока в результате окисления качественно восстановить их не получится. Но если имеет место обрыв какой-либо цепи внутри блока, то, зная его схему и распиновку, можно «вычислить» обрыв цепи и заменить повреждённую дорожку печатной платы припаянным параллельно ей проводом.

Монтажный блок ВАЗ-2108, 2109, 21099. Расположение предохранителей и реле.

На автомобили Лада Самара устанавливаются 3 вида монтажных блоков, рассмотрим их разновидности:

Первый вид — монтажный блок с 11 реле, их бывает два варианта:
старого образца и нового образца.

Монтажный блок старого образца (самый певый)

Монтажный блок нового образца (аналог первого)

Они почти ничем не отличаются, у нового образца просто другое расположение реле и предохранителей и сами предохранители “ножевые”, которые хорошо держатся. У них 11 релюшек и 16 предохранителей. Разъём Ш11 находится сбоку и контакты смотрят в салон. На оба встречается прозрачная раритетная крышка.
У блока нового образца плата одна, ремонтировать и паять его легче.

Характеристики:
Габариты: на габариты идут три предохранителя (7, 9 и 10), и питаются они от Ш4/4, Ш4/13 и Ш3/13 через кнопку и переключатель поворотов, и сделано это для функции “парковочный свет”: вытащив ключ можно переключателем поворотов включить левые или правые габариты, при этом подсветка номера и приборов не включались. А кнопка включала все габариты и подсветку.
После 1988 года эту функцию убрали, и все эти три контакта соединялись одним проводом, который подключался сразу к кнопке габаритов.

Вентилятор: при подаче массы от датчика на Ш6/9 включалось реле К9 (если включено зажигание) и плюс подавался на Ш5/5 к вентилятору.

Фароочистители: при включении света на Ш3/8 появлялся плюс, далее к предохранителю 3, от него на реле фароочистителей К6. Если включить омыватель лобового стекла, то включалось реле, и если включены фары то на Ш7/3 подавался плюс на моторчики.

Если оставилась кнопка фароочистителей, то вместо реле на контакты 30 и 87 ставилась перемычка (питание шло к реле в моторном отсеке), а оно включалось кнопкой через контакты Ш6/7 и Ш4/15.

Заряд генератора: этим блоки могут отличаться. На блоке старого образца питание на обмотку возбуждения генератора (Ш7/9) подавалось через лампочку заряда от Ш4/18 и резисторы 100 Ом 2 Вт от зажигания. На блоке нового образца резисторов может не быть, а значит на холостых генератор не возбудится, и может быть, что Ш7/9 соединялся только с Ш7/4 который никуда не подключался (видимо что-то в проводке переделывалось, а мы об этом ничего не знаем). Значит если возникнет такой момент, нужно подключать генератор к приборному щитку и ставить резисторы…

Омыватель заднего стекла: ствилась релюшка задержки омывателя заднего стекла К1, чтобы мы нажимали рычаг от себя до упора на доли секунд, а вода бы ещё лилась секунд пять. Чтобы мы не отвлекались от дороги на помывку заднего стекла.

Задние противотуманные фонари.
От кнопки габаритов зелёный провод шёл к предохранителю (болтался рядом с кнопкой, появлялось питание если включить свет фар ближний или дальний), от него к кнопке, от кнопки к Ш2/10 и на задние фонари.

Ш3/21 соединялся с Ш11/17, зачем не понятно. И для чего Ш10 тоже не понятно.
Ну и встречаются какие-то аномалии, где отверстие под реле исправности ламп К4 имеются, а контактов нету, тоесть перемычки не нужны, в блоке уже всё подключено напрямую.
Реле:
К1 — Реле времени омывателя заднего стекла
К2 — Реле-прерыватель указателей поворота и аварийной сигнализации
К3 — Реле стеклоочистителя
К4 — Реле контроля исправности ламп (или перемычки, или ничего)
К5 — Реле включения дальнего света фар
К6 — Реле включения очистителей фар
К7 — Реле питания электростеклоподъёмников
К8 — Реле включения звукового сигнала
К9 — Реле включения включения электродвигателя вентилятора системы охлаждения двигателя
К10 — Реле включения обогрева заднего стекла
К11 — Реле включения ближнего света фар
Предохранители:
1 (8A) Правая противотуманная фара, индикатор включения
2 (8A) Левая противотуманная фара
3 (8A) Очистители фар(в момент включения).Реле включения очистителей фар(контакты).Клапан включения омывателя фар
4 (16A) Очистители фар(в рабочем режиме).Реле включения очистителей фар(обмотка).Электродвигатель вентилятора отопителя.Электродвигатель омывателя стёкол. Моторедуктор очистителя заднего стекла.Реле времени омывателя заднего стекла.Клапана включения омывателя ветрового и заднего стёкол.Реле(обмотка)включения электровентилятора системы охлаждения двигателя. Реле(обмотка)включения обогрева заднего стекла.Контрольная лампа обогрева заднего стекла.Лампа освещения вещевого ящика
5 (8A) Указатели поворота и реле-прерыватель указателей поворота и аварийной сигнализации(в режиме указания поворота).Контрольная лампа указателей поворота. Задние фонари(лампа света заднего хода).Моторедуктор и реле включения очистителя ветрового стекла.Обмотка возбуждения генератора(при пуске двигателя).Приборы.Маршрутный компьютер.Реле питания электростеклоподъёмников и обогрева сидений (обмотка).Часы
6 (8A) Задние фонари(лампы стоп-сигнала).Плафон освещения салона.Электростеклоподъёмники передних дверей.Реле включения электростеклоподъёмников (контакты)
7 (8A) Фонари освещения номерного знака.Подкопотная лампа.Лампы освещения приборов.Контрольная лампа наружного освещения.
8 (16A) Электродвигатель вентилятора системы охлаждения двигателя и реле включения(контакты).Звуковой сигнал и реле его включения
9 (8A) Левая фара(габаритный свет).Левый задний фонарь(габаритный свет)
10 (8A) Правая фара(габаритный свет).Правый задний фонарь(габаритный свет)
11 (8A) Указатели поворота и реле-прерыватель аварийной сигнализации(в режиме аварийной сигнализации).Контрольная лампа аварийной сигнализации
12 (16A) Элемент обогрева заднего стекла.Реле(контакты)включения обогрева заднего стекла.Штепсельная розетка для переносной лампы.Прикуриватель.Маршрутный компьютер.Часы.Реле и мотор-редукторы блокировки замков дверей
13 (8A) Правая фара(дальний свет)
14 (8A) Левая фара(дальний свет).Контрольная лампа включения дальнего света фар
15 (8A) Левая фара(ближний свет)
16 (8A) Правая фара(ближний свет)
Предохранитель задних противотуманных фонарей (8А) с таким типом монтажных блоков находится рядом с их выключателем.

Второй вид — монтажный блок с 9 реле, их бывает два варианта:
старого образца и нового образца.

Самый популярный блок, который пришёл с европанелью

второй вариант

Они различаются между собой только расположением реле и предохранителей.
От блоков с 11 реле они отличаются подключением некоторых цепей, количеством реле (9 штук, нет реле задержки омывателя заднего стекла и стоит или реле фароочистителей, или вентилятора), количеством предохранителей на габариты и сами предохранители маркируются по-другому. Разъём Ш11 находится наверху.
Блок, который на верхнем фото состоит из одной платы, ремонтировать его легче.

Блоков с 9 реле (и первого на фото и второго на фото) бывает 2 вида:

Первый вид блоков с 9 реле: К1 — реле фароочистителей
У них:
Вентилятор: на Ш5/5 плюс подаётся напрямую, и вентилятор включался путём соединения его с массой датчиком или релюшкой управляемой мозгами инжектора.
Поэтому возникает иногда ситуация, когда после замены блока вентилятор не выключается. Нужно врезать реле.

Габариты: всвязи с удалением парковочного света решили поставить 2 предохранителя (F10 и F11), и повесить на них габариты и подсветку, и питались они только от Ш4/4, который шёл на кнопку.
Значит: парковочного света не будет.

Освободившийся предохранитель кинули на стеклоподъёмники (который на этих блоках F6), на блоке с 11 реле они питались от предохранителя освещения салона и стоп-сигналов.
Фароочистители: питались также, но реле включалось путём подачи плюса (от кнопки) на Ш2/16.
Заряд генератора: Ш7/9 (на гену) и Ш4/18 (приборка) всегда соединены вместе. Но бывают варианты где есть резисторы (на монтажном блоке нарисован белый кружок), это если нет европанели. Остальные блоки только для европанели, где резисторы стоят в приборке.
Омыватель заднего стекла: подключался напрямую без реле, то есть пока держим рычаг, водичка льётся.

Задние туманки
Тут 2 варианта проводки панели приборов:
— Кнопка с фиксацией: при включении света фар питание шло на Ш3/8 к предохранителю 1. От него на реле фароочистителей и через Ш3/21 к кнопке. От кнопки на Ш2/10 к фонарям.
— Кнопка без фиксации: стоит реле задних туманок, питается от предохранителя болтающимся рядом (постоянный плюс). К нему же идут “разрешающие” провода от кнопки габаритов и передних туманок. Реле управляется подачей минуса от кнопки, подаёт питание на Ш2/10 к задним туманкам.

На автомобилях с Е-Газ (с 2011г), на Ш3/21 постоянное питание для блока электропакета. Он управляет блокировкой дверей и задними противотуманками. В этом варианте используется кнопка без фиксации.

Второй вид блоков с 9 реле: К1 — реле вентилятора:
для электронной педали газа
Фароочистители: их реле заменило реле вентилятора, поэтому Ш2/16 (плюс от кнопки) шёл напрямую к Ш7/3 к релюшке под капотом, которое включает моторчики. А на Ш3/21 подавался постоянный плюс на иммобилайзер (точнее блок электропакета, там же реле задних туманок) и центральный замок.
Вентилятор: освободившися контакт Ш3/8 (был плюс от света) и Ш3/13 (был плюс от габаритов на высокой и низкой торпедах) питают обмотку, эти контакты идут к проводке инжектора, и ими он включал релюшку К1, при этом на Ш5/5 подавался плюс на вентилятор.

Поэтому возникает иногда ситуация, когда вентилятор работает от света и габаритов, а иногда не работает вообще. Нужно переподключать, или ставить перемычку и выносить реле.
Остальное также, как у шестидесятки.
Ну и когда АвтоВАЗ понял, что уже несколько десятилетий люди по ошибке включают заднюю передачу вместо первой (потому-что они рядом), Ш6/1 стал использоваться, он соединялся с выключателем фонарей заднего хода, и на Ш2/9 (на семнадцатом соединялся с Ш11/19) появлялся плюс, чтобы иммобилайзер-блок электропакета пиликал при включении задней передачи. Это в основном на машины с электронной педалью газа.
Реле:
К1 — Реле включения очистителей фар
ИЛИ
К1 — Реле включения вентилятора двигателя (Е-Газ)
К2 — Реле-прерыватель указателей поворота и аварийной сигнализации
К3 — Реле очистителя ветрового стекла
К4 — Реле контроля исправности ламп стоп-сигнала и габаритных огней
Или перемычки при отсутствии реле
К5 — Реле включения электростеклоподъёмников
К6 — Реле включения звукового сигнала
К7 — Реле включения обогрева заднего стекла
К8 — Реле включения дальнего света фар
К9 — Реле включения ближнего света фар
Предохранители:
F1(10A) Очистители фар(в момент включения).Реле включения очистителей фар(контакты).Клапан включения омывателя фар
ИЛИ
F1(20А) Реле, лампы и сигнализатор включения задних противотуманных фонарей. Блок управления блокировкой дверей. Мотор-редкуторы замкой дверей (Е-Газ)
F2(10A) Лампы, реле-прерыватель указателей поворота и аварийной сигнализации(в режиме аварийной сигнализации).Контрольная лампа и выключатель аварийной сигнализации
F3(10A) Плафон освещения салона.Плафон индивидуального освещения салона.Лампа подсветки выключателя зажигания.Лампы стоп-сигнала.Маршрутный компьютер.Память пробега.Блок БСК.Подсветка багажника
F4(20A) Прикуриватель.Реле включения обогрева заднего стекла(контакты).Элемент обогрева заднего стекла.Штепсельная розетка для переносной лампы
F5(20A) Электродвигатель вентилятора системы охлаждения двигателя и реле включения(контакты).Звуковой сигнал и реле его включения
F6(30A) Выключатели электростеклоподъёмников.Электростеклоподъёмники.Р еле включения электростеклоподъёмников(контакты)
F7(20A) Электродвигатель вентилятора отопителя.Электродвигатель омывателей.Электродвигатель омывателя заднего стекла.Электродвгатель очистителя заднего стекла.Реле включения электростеклоочистителя(обмотка).Лампа освещения вещевого ящика.Очистители фар(в рабочемрежиме).Реле включения очистителей фар(обмотка).
Выключатель и индикатор обогрева заднего стекла (на Е-Газ не используется)
F8(7.5A) Правая противотуманная фара
F9(7.5A) Левая противотуманная фара.
F10(7.5A) Левая фара(габаритный свет).Левый задний фонарь(габаритный свет). Фонари освещения номерного знака.Подкопотная лампа.Лампы освещения приборов.Контрольная лампа наружного освещения.
На Е-Газ дополнительно Блок управления электропакетом
F11(7.5A) Правая фара(габаритный свет).Правый задний фонарь(габаритный свет)
F12(7.5A) Правая фара(ближний свет)
F13(7.5A) Левая фара(ближний свет)
F14(7.5A) Левая фара(дальний свет).Контрольная лампа включения дальнего света фар
F15(7.5A) Правая фара(дальний свет)
F16(15A) Реле-прерыватель указателей поворота и аварийной сигнализации(в режиме указателей поворотов).Указатели поворота в режиме указания поворота и соответствующая контрольная лампа.Задние фонари(лампа света заднего хода).Моторедуктор и реле включения очистителя ветрового стекла.Обмотка возбуждения генератора(при пуске двигателя).Подсветка выключателя наружного освещения.Блок БСК.Маршрутный компьютер.Реле включения электростеклоподъемников и обогрева сидений (обмотка).Выключатель аварйной сигнализации
На Е-Газ дополнительно блок управления электропакетом, выключатель стоп-сигналов, выключатель и индикатор обогрева заднего стекла
F17-F20 Запасные предохранители

ИТОГО:
Блоков 3 вида:
1 — первое реле омывателя заднего стекла (у блока 11 реле).
2 — первое реле фароочистителей (у блока 9 реле).
3 — первое реле вентилятора (у блока 9 реле). Такой блок можно поставить вместо второго, тогда ставим перемычку на реле 1 (контакты 30 и 87). И всё будет работать, кроме задних туманок, они или будут работать нормально, или их можно будет включить в любое время.

Обслуживание.
Иногда могут ослабнуть клеммы, например у реле поворотов, и оно начинает звенеть. Поэтому стараемся лишний раз релюшки и предохранители не трогать.
Блоки располагаются в коробке воздухопритока, где постоянно сыро. Особенно окисляются и даже рассыпаются контакты под напряжением, особенно у штекера 11.
Поэтому во первых — очищаем сливные отверстия от горязи, листьев, вычищаем или вообще убираем сливные резинки (особенно маленькую рядом с блоком). Во вторых — мажем герметиком пластмасску, которая при дожде не даёт течь воде на блок, вода должна уходить в бока. И в третьих — отсоединяем штекер 11, намазываем туда литола и ставим на место. Если чехол порван, меняем жгут всборе или только чехол (тут придётся вытаскивать клеммы). И смотрим хорошо ли там обмотано изолентой. Ещё можно блок накрыть чем-нибудь.
Новый блок желательно разобрать и покрыть плату лаком (можно из баллончика для малярных работ), или мовилем (ток он не проводит).

Ваз 21099 — замена блока предохранителей собственными силами

Блок предохранителей Ваз 21099

Нередко автомобилисты сталкиваются с проблемой предохранителей. Перестает работать та или иная деталь электропроводки автомобиля.
На ваз 21099 замена блока предохранителей помогает решить множество проблем, связанных с электричеством. И ничего удивительного в этом нет, ведь замена предохранителей в ваз 21099 – это возможность избежать короткого замыкания в цепи электропроводки.
В данной статье мы рассмотрим именно всю систему предохранителей, место их расположения и предназначение каждого. Также будет представлена пошаговая инструкция по замене блока предохранителей на новый.

Для чего нужны предохранители

Замена предохранителей ваз 21099 станет бессмысленной затеей без знания предназначения предохранителей. Современный автомобиль является мощным средством передвижения и оборудован соответственно.
Огромное количество деталей, находящихся в машине, работает благодаря электричеству. Каждая из составляющих может испортиться по ряду причин.
Но все они подвержены риску, который представляет короткое замыкание в цепи.Для того чтобы предотвратить данную ситуацию и применяют предохранители, которые берут на себя роль защитников основных деталей.
Мощная сила тока, способная сжечь деталь, приходится на предохранитель, который таким образом, защищает не только одну деталь, но и всю систему электропроводки. Чтобы было удобно менять предохранители, их все вместе устанавливают в специальном блоке.
Нередко на автомобилях бывает и два блока предохранителей.Первый находится в салоне автомобиля, а второй снаружи, под капотом.
В салоне блок находится рядом с водителем, слева от рулевой колонки внизу.Замена предохранителей на ваз 21099 также подразумевает знание принадлежности определенного номера относительно деталей и узлов электросистемы автомобиля.
Для того чтобы легко определить принадлежность того или иного предохранителя используется схема.Данную схему можно найти на крышке блока предохранителей с обратной стороны.
Значками обозначаются приборы, которые на схеме размещены соответственно им. Сами же предохранители различаются по силе тока А.
Именно различие в Амперах вынуждает производителей выпускать предохранители разных цветов. К примеру, предохранители красного цвета обозначают, что сила тока в них равна 10 Ампер.
Что же касается зеленого цвета предохранителей, то они более мощнее и равны 30 А.

Предохранители с разным значением силы тока

Кроме основных предохранителей, выполняющих определенные функции, существуют и дополнительные – резервные.Часто используемые предохранители состоят из плавких штекерных составляющих.
Их еще называют ножевыми. Их конструкция представляет собой проволоку из сплава меди и олова.
Что касается сечения проволоки, то оно определяется максимальным значением тока. Ток доходит до предохранителя через проволоку и при резком возрастании силы его, когда происходит короткое замыкание, моментально перегорает эта самая проволока и плавится.
Вследствие этого, происходит обрыв цепи, что и приводит к обесточиванию определенного прибора.
Замена предохранителя ваз 21099 проходит не так часто, если на автомобиле встречаются и термобиметаллические варианты многократного действия. Они состоят из двух пластин, имеющих серебряные контакты на концах.

Термобиметаллические предохранители 10 А

Принцип действия таких моделей заключен в том, что пластина, состоящая из двух сплава металлов, очень упруга и позволяет контактам находиться в сомкнутом состоянии. Когда случается короткое замыкание, биометаллическая пластина нагревается и разгибается, соответственно размыкая контакты.
После остывания пластина возвращается в исходное положение, и ток заново начинает проходить по цепи. Обычно такой вид предохранителей принято ставить для защиты электрической цепи фар.
Когда предохранитель будет срабатывать, в салоне будут слышны характерные щелчки и будет частое мигание света. В этом случае водитель обязан остановить автомобиль, узнать причину замыкания и устранить ее.
Кроме этого, существуют предохранители, в которых термобиметаллическая пластина имеет другой принцип действия. В таких вариантах пластина не возвращается в исходное положение после остывания.
Дело в том, что конструкция таких предохранителей оснащена пружиной и кнопкой. Данная пружина устанавливается для того чтобы удерживать пластину и не давать ей согнуться.
И чтобы заново замкнуть контакты, после устранения причины замыкания водитель должен самостоятельно подключить кнопку.

Схема предохранителей

Любая схема предохранителей автомобиля состоит из обозначений. Предохранители обозначаются латинской буквой F. Что касается приборов, то они обозначены бывают буквой K.
Рекомендуется для более детального ознакомления посмотреть данное видео

  • символами F9 и F8 бывают обозначены предохранители, которые отвечают за противотуманные фары с обеих сторон автомобиля (сила тока у них равна 7,5 А);
  • предохранитель F1 отвечает за омыватель фар и имеет значение в 10 А;
  • предохранитель F7 предназначен для нескольких целей – защищать электрическую цепь вентилятора отопителя, насоса омывателя, вентилятора радиатора и лампочки в бардачке (сила тока у него 30 А);
  • предохранитель с силой тока в 15 А F16 отвечает за поворотники, щетки ветрового стекла, задние фонари, генератор и за датчик уровня тормозной жидкости;
  • F16 – имеет силу тока в 15 А и предназначен для защиты цепи электроузлов давления масла, воздушной заслонки карбюратора, датчиков стояночного тормоза и охлаждающей жидкости, а также за автоматическое открытие дверей;
  • F3 – этот предохранитель в ответе за освещение салона и задние фары (силу тока имеет в 10 А);
  • F6 отвечает за стеклоподъемники и имеет силу тока в 30 А;
  • F5 и F4 – предохранители с силой тока в 20 А отвечают за звуковой сигнал, обогрев заднего стекла, реле, прикуриватель и патрон подключения переносной лампы;
  • F11 – сила тока предохранителя 7,5 А, а в ответе он за габарит заднего правого фонаря;
  • F2 – предохранитель в 10 А отвечает за аварийный режим;
  • F12, F13, F14 и F15 – с силой тока в 7.5 А отвечают за фары и ближний свет.

Кроме этого, существуют еще и резервные предохранители и те, которые отмечены цифрами от 1 до 16. Они отвечают за вентилятор отопителя, дальний свет фар, задний свет тормозов, лампу тормозного света и многое другое.

Замена блока предохранителей

Для проведения данного вида работ необходимо вооружиться новым монтажным блоком и накидным ключом на 10.
Начинаем:

  • открываем капот;
  • скидываем массу с аккумулятора;
  • находим монтажный блок (на фото указан стрелкой);

Монтажный блок предохранителей

  • открываем крышку, которая крепится на клипсах (нужно помнить, что со временем она может прикипеть и открываясь сломаться/действовать поэтому нужно аккуратно);
  • внутри каждого блока имеется специальный пинцет, служащий для замены определенного предохранителя;

Пинцет для замены предохранителей

  • откручиваем старые блоки (снаружи и внутри салона);
  • убираем Z-образные кронштейны крепления;
  • большой блок тщательно рассматриваем (что куда идет);
  • берем новый блок и держа его на весу, рядом со старым, начинаем менять провода со старого на новый по одному;

Следует помнить, что в новом блоке на вход и выход будет использовано два разъема и их расположение будет очень близким. Чтобы избежать короткого замыкания, необходимо изолировать перед перекидыванием проводов каждой ветки разъемы термоусадкой.
Данные работы проводятся полностью своими руками, и поэтому данная пошаговая инструкция является бесценным пособием для начинающих автомобилистов. Она поможет значительно сэкономить, ведь цена на такие услуги сегодня очень высоки.
Тем более, если водитель хочет сделать все по индивидуальной программе, воспользоваться данной инструкцией будет, как нельзя кстати.

Ссылка на основную публикацию